 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 366
и белой парчовой ткани, с широкими полосами вокруг по тулье, с трилистником из материи наверху (Ibid. II. Р.
151.11—15; 159.17—160.6). Некоторые должностные лица (мистик, логофет) носили не скиадий, а большой
сферический клобук из шелка светлых тонов — факеолиду 41.
Регламентировался и цвет обуви — сапог или сандалий. Деспот носил белую с пурпуром обувь, кесарь —
голубую, протовестиарий — зеленую, паниперсеваст — желтую (Ibid. II. Р. 143.7—144.2; 149.5—6; 153.5—6; 152.22—
23).
В целом одежда придворной знати и высоких чинов в поздневизантийское время стала бедней, чем
ранее. Различные чины одевались в торжественных случаях в одинаковую одежду, которая отличалась лишь
ритуальными украшениями и жезлами. Костюм великого доместика дополняло выполненное насечкой
портретное изображение стоящего императора в короне. На костюме великого духи также имелись два
портретных изображения василевса: впереди — стоящего, на спине — сидящего. Ве-{560}линий примикирий
носил на груди выполненное на стекле изображение императора в рост, сзади — императора, восседающего на
троне. Жезл (диканикий) великого доместика имел компы-шарики, жезл протовестиария инкрустировался
зеленой эмалью, у великого духи он был витым, украшенным серебром (Ibid. II. Р. 151.15—17; 152.2—5; 153. 3—5;
14—17; 154.2—7; 155.8—13).
При поздневизантийском дворе, судя по данным Псевдо-Кодина, доминировал красный цвет одежды,
что, по всей вероятности, должно было компенсировать недостаток ее былой пышности и разнообразия. Широко
использовались также одежды из белых парчовых тканей, что тоже способствовало созданию эффекта особой
торжественности.
Правила изготовления и употребления одежды, несмотря на, казалось бы, строгую официальную
регламентацию, не всегда соблюдались: элементы царской одежды стали доступными многим представителям
знати. Никифор Григора с сокрушением отмечал ослабление традиций. Ранее императорский головной убор —
калиптру — разрешалось носить только старейшим из придворной знати, причем калиптра покрывалась в таких
случаях более скромным материалом, чем царская (Pachym. Hist. I. Р. 337. 10—13), юношам же было положено
ходить с непокрытой головой. При Андроника III этот обычай был низведен до того, «что стали носить калиптры
все: и юноши, и старики, как во дворце, так и под открытым небом, притом калип-тры, покрытые разнородными
иностранными материалами по собственному усмотрению каждого...» (Greg. I. Р. 567.15—16). Приближенные к
императору люди, не имевшие права на одежду со знаками высокого достоинства, могли носить ее с разрешения
василевса. Так, фаворитка Иоанна Ватаца не только носила красную обувь, но даже попона и поводья ее коня
были пурпурными, как у василиссы (Ibid. Р. 45).
По воле императора одежда знатного человека могла иметь особые отличия: зять Фео-дора Метохита
Иоанн, став паниперсевастом (Greg. I. Р. 271. 14—18), получил право носить одежду и сандалии желтого цвета.
Попона его лошади тоже должна была быть желтой.
Император мог дарить одеяния в знак особого расположения. Мазарис вспоминал «блестящие шелковые
белые одеяния, которыми...одарил великий государь» (Mazar. Сар. 3).
Памятники поздневизантийского искусства позволяют восстановить некоторые из парадных одежд
представителей византийской знати. На миниатюре к хрисовулу 1374 г. Алексей III Комнин одет в черный саккос,
имеющий бордюр золотого цвета с красным орнаментом. Порос, которым подпоясан саккос, был тоже
златотканым. Золотая корона, украшенная свисающим жемчугом, увенчивается крестом из драгоценных камней.
Супруга Алексея III Феодо-ра одета в длинное красное платье из материи, по полю которой вытканы двуглавые
золотые орлы. Ее голову венчает золотая корона трапециевидной формы с камнями и жемчугом по верхнему
краю и с жемчужными подвесками (Dionys. N 4). Великий логофет Константин Ак-рополит на серебряном окладе
иконы Богоматери из собрания Третьяковской галереи одет соответственно описанию Псевдо-Кодина. На нем —
длинный однобортный прилегающий кафтан, застегнутый донизу на мелкие пуговицы и перетянутый узким
поясом с пряжкой и спускающимися концами; небольшой платок заткнут за пояс. На голове логофета —
небольшего размера шапка с прикрепленной спереди металлической {561} пластинкой, имеющей изображение
Христа. Голова супруги Константина Марии увенчана короной с жемчужными подвес
Там же. С. 295.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|