На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 357

между различными отрезками круга зодиака и «музыкальными» пропорциями, посредством которых выражались интервалы. Реконструкция, предпринятая Никифором Григорой, вызвала бурную критику знаменитого противника исихазма, калабрийского теолога Варлаама. В сохранившихся рукописях его произведение озаглавлено «Опровержение монаха Варлаама против трех глав, восстановленных по заключительным заглавиям третьей (книги) "Гармоник" Птолемея» 65. Оно написано блестящим языком и с полемическим задором. Интересно, что Варлаам ни разу не упоминает имя Никифора Григоры и направляет острие своей критики не против автора, попытавшегося реконструировать утраченные главы, а против содержания его текста. Варлаам начинает свое «Опровержение» с утверждения, что среди вставленных в трактат Птолемея трех глав (14, 15 и 16) две первые явно написаны каким-то «новым» автором, а заключительная глава, по его мнению, сохранилась с древних времен. Для доказательства своего тезиса он постулирует шесть положений, которым должно соответствовать содержание анализируемых глав, если они написаны самим Птолемеем. Затем Варлаам скрупулезно доказывает, что обе главы не удовлетворяют ни одному из шести положений. «Опровержение» является ярким образцом критической литературы по вопросам музыкальной космологии, отразившим и накал дискуссий, и научный уровень подхода к памятникам античного музыкознание. 65 Ptolemaios. Ор. Р. 112—121. 66 Gerbert M. De cantu et musica sacra a prima ecclesiae aetate usque ad praesens tempus. Vol. II. St. Blasien, 1774 (факс. XII—XVII); Fleischer O. Die spâtgriechische Tonschrift. В., 1904. Faks. 27—33; Devai G. The Musical Study of Cucuzeles in a Maniscript of Debrecen // AASH. 1955. Т. 3. Р. 151—179; Idem. The Musical Study of Koukouzeles in 14h Century Manuscript // Ibid. 1958. Т. 4. Р. 213—234. 67 Об Иоанне Дамаскине как «создателе» византийской нотации см.: Герцман Е. В. Развитие музыкальной культуры. С. 563. 68 Переход от «средневизантийской» нотации к «поздневизантийской» настолько неуловим, что одни ученые определяют временную границу между ними XV в. (Tillyard H. J. W. Op. cit. P. 14—15), а другие — второй половиной XVII в). (ЕтаФпс Гр. Ои;' 'Аѵаураддатюдои;' каи;' та;' МаФпдата тп;~с БиСаѵтиѵп;~с Мейопойас.... Е. 48). Если musica theorica всецело находилась в руках ученых, то теоретические вопросы musica practica всегда занимали только музыкантов-практиков. Как уже указывалось, все выдающиеся византийские мелурги из-за постоянной причастности к педагогической деятельности систематически работали над обобщением и разработкой проблем музыкального исполнительства. Так, большое распространение получило учебное песнопение, приписываемое Иоанну Кукузелу. Оно было создано для развития практических навыков учащихся, будущих певчих. Текст этого песнопения представляет собой перечень названий почти всех невм, распевающихся на довольно длительных мелодических построениях. Начинается песнопение с «исона» — знака, обозначающего повторение одного и того же звука. Поэтому оно получило наименование «Большой исон» (То;' деуа и;'; ооѵ) 66. Знаменитому мелургу приписывается также создание так называемого «Круга (тр6%ос) Кукузела» — графической схемы, на которой на двух половинах диаметра окружности зафиксирована система основных и плагальных икосов, их взаимосвязи, а также параллели с древнегреческой системой тональностей. «Круг Ку- кузела» был хорошим подспорьем в педагогической практике, так как давал учащимся наглядное представление о системе тональностей. Создано ли все это Кукузелом? Ответ на этот вопрос в настоящее время довольно проблематичен. Ведь почти все крупнейшие достижения в теории и практике музыки церковная традиция приписывала Иоанну Дамаскину и Иоанну Ку-кузелу. С их именами связывается даже создание {548} нотаций. Если Иоанну Дамаскину приписывается «изобретение» ранних форм византийского нотного письма 67, то Иоанну Кукузелу — создание «поздневизантийской нотации», пришедшей на смену «средневизантийской». Но всякая нотация — результат длительного процесса развития, в котором участвует не одно поколение. «Поздневизантийская нотация» формировалась на протяжении нескольких столетий 68 за счет увеличения числа «больших ипостасей», призванных показывать все более и более детальные исполнительские ремарки. Конечно, Иоанн Кукузел внес свой вклад в усовершенствование нотации. Но он был лишь одним из многих музыкантов, способствовавших развитию «средневизантийской нотации» и тем самым готовивших формирование «поздневи- зантийского» нотного письма.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes