На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 356

проводятся параллели между системами античных тональностей и византийских икосов (кн. II, гл. 5; кн. III, гл. 4). Излагая их, автор использует термин византийских музыкантов-исполнителей «парафтора» (ларасрФора — кн. III, гл. 4). При описании многообразных форм мелодического движения он также использует понятие современной ему музыки «энихима» ('еѵг|кг|шх — кн. III, гл. 5) — наиболее характерные для каждого икоса интонационные образования. Все это свидетельствует о том, что Мануил Вриенний был хорошо знаком не только с теоретическим музыкознанием, но и с практикой музыкального искусства 60. {546} Изучение византийских работ по musica theorica показывает, что трактат Птолемея «Три книги гармоник» был основным источником для этих сочинений, а его главнейшие положения рассматривались как научные откровения, служившие опорой при обсуждении различных вопросов. Вокруг сочинения Птолемея был создан ореол научной непогрешимости, поднявший его на недосягаемую высоту. В византийском музыкознании это сочинение Птолемея занимало такое же видное место, как трактат Боэция «De institutione musica» в западноевропейской науке о музыке 61. Действительно, «Три книги гармоник» были настольной книгой многих византийских авторов 62. Однако существовало одно обстоятельство, которое затрудняло работу с ней. Рассматривая музыку в одном ряду с такими дисциплинами, как арифметика, геометрия и астрономия, византийские ученые особенно интересовались общими для них проблемами, где можно было оперировать аппаратами всех наук квадривиума. Такой областью была переданная от античности идея о «гармонии сфер» — концепция, утверждавшая, что в основе космической системы лежат арифметические, геометрические и музыкальные закономерности. При ее изучении использовались элементы всех четырех наук. Однако именно этот материал в трактате Птолемея о музыке был изложен не полностью. Согласно оглавлению, предваряющему его третью книгу, «гармонии сфер» были посвящены главы 8—16. Но в сохранившихся рукописях последние главы оказались утраченными 63. Это очень затрудняло обсуждение проблемы «гармонии сфер», ибо отсутствовали как раз выводы Птолемея и византийским комментаторам невозможно было в этих случаях опереться на главный авторитет. Поэтому возникла настоятельная необходимость попытаться реконструировать утраченные главы. За эту работу взялся Никифор Григора. Используя предшествующие разделы трактата Птолемея, он написал главы 14 и 15 64. Его текст описы-{547}вает в основном соответствия 60 О трактате Мануила Вриенния см.: Christ W. Ûber die Harmonik des Manuel Bryennios und das System der byzantinischen Musik // SBAW. Philosophisch-philologische KL. 1870. Bd. II. S. 241—270; Reimann H. Zur Geschichte der byzantinischen Musik, IV. Die Theorie des Manuel Bryennios // Vierteljahrschrift fur Musikwissenschaft V. Leipzig, 1889. S. 322—344, 373—395; Vetter W. Bryennios // Paulys Real-Enzyklopâdie der classischen Altertumswissenschaft. Stuttgart, 1930. Bd. XIV. S. 1362—1366; Stohr M. Bryennios // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopâdie der Musik. Kassel; Basel, 1952. Bd. II. Col. 413—415; Richter L. Bryennius, Manuel // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 1980. Vol. 3. Р. 400—401. 61 Подробнее об этом см.: Герцман Е. В. Боэций и европейское музыкознание // СВ. 1985. Вып. 48. С. 233—243. В связи с особым положением трактата Птолемея в византийском музыкознании XIII— XV ее. можно высказать предположение, что памятник, известный под названием «Excerpta Neopolitana» (см.: Jan С. Musici scriptores graeci. Lipsiae, 1895. Р. 411—423) и до сих пор относимый к позднеантичному музыкознанию, скорее всего, является византийским сочинением последних веков империи. Его заголовок — «Музыка Птолемея» (хотя прямых заимствований из сочинения Птолемея почти нет) — свидетельство глубочайшего преклонения перед именем знаменитого александрийца, что для позднеантичных работ абсолютно не характерно. Кроме того, многие стороны содержания этой рукописи приближаются к византийским источникам указанного периода. 62 Достаточно сказать, что даже до нашего времени сохранилось около 30 рукописей трактата, созданных с XII по XV в. (см.: Ptolemaios. Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios // Hrsg. I. During. Gôteborg, 1930. S. IX—XLV). 63 Крупнейший современный исследователь и издатель трактата Птолемея И. Дюринг склонен считать, что глава 16 восстановлена неизвестным средневековым переписчиком по птолемеевскому тексту (см.: During I. Ptolemaios und Porphyrios uber die Musik, Gôteborg, 1934. S. 282). Византийские ученые тоже считали главу 16 принадлежащей если не самому Птоломею, то какому-нибудь из древних авторов — либо близкому к Птоломею, либо пользовавшемуся его текстом. 64 Они опубликованы во всех полных изданиях трактата Птолемея; см.: Mathiesen Th. А Bibliography of Sources for the Study of Ancient Greek Music: (Music Indexes and Bibliographies, 10). New Jersey, 1974.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes