 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 350
жен был продолжить там руководство занятиями своего ученика уже в непосредственной творческой работе.
(Впоследствии Иоанн Кукузел стал протопсалтом этого крупнейшего храма). Кукузел проявляет себя страстным
приверженцем нового калофонического стиля, который уже внедряли Иоанн Глина и Никифор Ифик (хотя и не
так активно, как он). Новый стиль привлекал молодого музыканта праздничностью, торжественностью, он
выгодно отличался от традиционной музыки, представлявшейся в сравнении с новой монотонной и
однообразной. За свою долгую творческую жизнь Иоанн Кукузел написал огромное число произведений,
которые на протяжении веков составляли золотой фонд музыки православной церкви. Для них характерны
мелодические линии широкого диапазона, зачастую превышающие две октавы, «яркие обороты», смелые
переходы из одного икоса в другой, развернутые распевы, смелые скачки на квинты и сексты 27. Мелург нередко
идет на изменение текстов традиционных песнопений. В связи с тем что известны поэтические опыты Иоанна
Кукузела 28, есть основания предполагать, что он сам их изменял. Мелург {538} создал серию циклов:
«Анаграмматисмы 29 всего года», «Псалмодические тропари», «Калофонические стихиры». Он обновил
музыкальное оформление великой вечерни и т. д. Особую славу заслужили следующие его песнопения: «Свыше
пророки» ('АѵсоФеѵ ои;' профи;~таи), «Всякое дыхание» (па;~оа лѵог|, «Блажен муж» (Макариос а;'ѵП|р),
«херувимская» (во многих рукописях называется лачатиаѵ6ѵ — дворцовое), замечательные кратимы и многие
другие произведения.
Большое внимание Иоанн Кукузел уделял обработкам тех сочинений предшественников, которые считал
художественно ценными. Дело в том, что первая половина XIV в. характеризовалась бурным развитием
музыкального искусства, связанным с радикальными изменениями художественного языка. Поэтому
произведения, созданные даже сравнительно недавно, в середине и второй половине XIII в., когда новый стиль
лишь начинал входить в музыкальную практику, стали представляться если не устаревшими, то, во всяком случае,
достаточно традиционными. Но ведь они составляли неотъемлемую часть музыкального оформления
богослужений и не могли быть просто изъяты из употребления. Поэтому нужно было, не нарушая
первоисточников, создать их новую редакцию, приблизив к калофоническим формам музыкального изложения.
Такая обработка получила название ка)и.)аш;юдбс (от глагола ка^^шли^еиѵ — украшать). Иоанн Кукузел много
сил и энергии отдал этой сфере музыкально-художественной деятельности. Именно в его обработках
сохранились в рукописях произведения талантливых предшественников «ангелогласного» Никифора Ифика,
Фоки Филадельфа, монаха Германа, Авасиота, Клона, Михаила Пацада, Николая Каллиста, Николая Камбана,
Симеона Псирициса.
Некоторые рукописи приписывают Иоанну Кукузелу песнопение «И поминовение твое» (каи;' то;'
дѵпдбоиѵ6ѵ оои), сопровождаемое определением РояЛуара (болгарская) 30 (правда, отдельные рукописи автором
сочинения называют Иоанна Глину 31 или других мелур-гов 32). Приводившиеся выше «житийные» источники
связывают это песнопение со следующей историей. Достигший вершины славы Иоанн Кукузел поехал в
Диррахий проведать мать. Подходя к дому, он услышал плач и стенания матери, которая причитала: «Иоанн,
дитятко мое, где ты?» (эти слова в рукописях даны по-болгарски, но написаны греческими буквами). Затем, по-
Об Иоанне Кукузеле и его творчестве см.: Би;'отратиа5пс Е. 'О 'Исоаѵѵпс КоижоищейпС о;' Маиотсор^ каи;'
о;' %р6ѵос тт|;~с а; кдп;~с аитоиЗ // БОБЕ. 1938. Т. 14. Е. 3—86; Palikarova-Verdeil R.. La musique Byzantine chez les
Bulgares et les Russes (du IXe au XIVe siècle). Copenhague, 1953. P. 193—209. (MMB. Subsidia); Todorova Sh. Ivan
Kukuzel — der grofie Reformater des orthodoxen Kirchengesangs // Bulgarische Beitrâge zur Europâischen Kultur. Sofia,
1968. S. 109—129; Тодорова Ж. Иван Кукузел — композитор, песнопевец, теоретик и реформатор на
иэточноправославната музика. С. 1980 См. также работы, указанные выше.
28 Папауиаѵѵ6поихос A. 'Ишаѵѵои тоиЗ КоижоиСейп отихои а;'ѵек5отои // 'АѵалХаоис. 1934. Т. М2, а; риФ.
11—12. Е. 163.
29 а;'ѵаураддатиодои — этот термин подразумевал перегруппировку и перестановку элементов поэтического
текста (см.: ЕтаФпс Гр. Ор. cit. Е. 64), т.е. те его метаморфозы, которые были характерны для произведений нового
калофонического стиля.
30 ЕтаФпс Гр. Та;' Хеирбурафа БиСаѵтиѵпГс Моиоикп;~с. 'Ауиоѵ '"Орос. 'АФп;~ѵаи, 1975. Т. А'. Е. 384,
585; 'АФп;~ѵаи. 1976. Т. Б'. Е. 259, 421.
32 Ibid. Т. А'. Е. 138, 384, 467; Т. Б'. Е. 259.
32 Velimirovic M. The «bulgarian» musical Pieces in byzantine musical Manuscripts // Report of the 11th Congress
Copenhagen 1972 / Ed. H. Glahn et al. Copenhagen, 1973. Vol. 1. P. 729.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|