На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 339

(Евангелие из Библиотеки Марчиана в Венеции) 27, либо чеканные, по шести на каждой крышке переплета, изображения страстного и праздничного циклов с медальонами с погрудными образами святых, выполненными в технике выемчатой эмали (второе Евангелие из Библиотеки Марчиана) 28. Распятию на иной доске оклада соответствует Сошествие Христа во ад. Не исключено, что для украшения переплетов литургической книги предназначены чеканные бронзовые пластины, на которых в орнаментальных обрамлениях помещены крупные композиции Сошествия Святого Духа, Отослания учеников на проповедь и Благовещения 29. Правда, поставить эти произведения в один ряд с указанными окладами Евангелий невозможно по причине иных стилистических особенностей, но их принадлежность к кругу поздневизантийских образцов металлопластики вполне вероятна. К окладам икон и Евангелий отчасти примыкает чеканное обрамление ставротеки из Грана (в Эстергома), пластина которой, изготовленная в технике перегородчатой эмали, датируется 1190 г. 30 Аналогичное явление представляет и эрмитажная икона, соединившая эмали XI—XII ее. с чеканным оформлением эпохи Палеологов 31. Эти случаи своеобразной реставрации юве-{522}лирных изделий нельзя рассматривать как Файл byz3_523.jpg Саккос митрополита Симона. Деталь. Конец XV — начало XVI в. Москва. Гос. Оружейная палата. Атлас изолированный факт. Широко известно о проводившихся в последней трети XIII и самом начале XIV в. в Византии (прежде всего в Константинополе) поновлении и копировании почерков и иллюминации старых рукописей, о включении в их состав циклов миниатюр, обычно выполненных на отдельных листах пергамена. Р. 139—142. 27 Il tesoro di San Marco: II. Il tesoro e il Museo Firenze, 1971. Т. 39, № 30. Р. 52—54. 28 Ibid. Т. 38, № 38. Р. 50—52. 29 Schlumberger G. Eépopée byzantine de la fin du Xe siécle. P. 1905. Т. 3. Р. 228, 229, 652. 30 Arpad S. Az Esztergomi bizanci sztaurotheka. Budapest, 1959; Hadermann-Misguich L. Pour une datation de la staurothèque ddEstergom à Tépoque Tardo-Comnène // Зборник Народног музе]а. Београд, 1979. Кн. 9— 10. Р. 289—299. 31 Айналов Д. В. Икона из собрания графа Г. С. Строганова // Археологические известия и заметки. 1893. № 9—10. С. 287—297. 32 Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. Спб., 1902. С. 216. Табл. XXIX; Мошин В. Крст царице Иелене, впери кнеза Драгаша // Уметнички преглед. 1938. Т. 1. С. 136—137. 33 Moschini Marconi S. Galleria delTAccademia di Venezia / Opere d'Arte dei secoli XIV, XV. Roma, 1955. P. 191—194. Fig. 216. Особую небольшую группу поздневизантийских ювелирных изделий, хотя и вполне соотносимую по стилю с окладами икон и литургических книг, образуют напрестольные кресты. Один из них, шестиконечный, украшенный сканью, с Распятием в перекрестье, сохранился в соборе Протата на Афоне; второй, датируемый началом XV в., связанный с именем жены императора Мануила II Палеолога Елены,— в афонском монастыре Дионисиат 32. Последний с лицевой стороны украшен чеканным Распятием с погрудными изображениями предстоящих, с оборотной — композицией Крещения, с аналогичным размещением бюстов Иоанна Предтечи и ангелов, отделенных от центральной фигуры Христа растительным орнаментом. Выразительна линия рисунка несколько уплощенных изображений. Сама иконографическая схема этого восьмиконечного креста позднее получает разработку в резьбе по дереву, приходит в украинское ювелирное искусство, где удерживается до XVIII в. включительно. Наиболее роскошным по оформлению является, скорее воздвизальный по функциональному назначению крест константинопольского патриарха Григория III Мамма (1443—1450), помещенный в ре- ликварий кардинала Вассариона 33. Поверхность креста покрывает тончайшая скань с мотивом волют растительного стебля, и на ее фоне выделяются чеканное Распятие с характерной для палеологовского искусства изогнутой фигурой и размещенные на концах восемь круглых медальонов с крупными монограммами. Памятник, бесспорно, столичного происхождения, и уже


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes