 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 338
украшают десять композиций, иллюстрирующих историю этого образа 22. Наконец, на двух палеологовских
окладах икон укреплены медальоны, выполненные в технике перегородчатой эмали: вокруг погрудного
изображения Богоматери во Фрейзингенском соборе и на обрамлении мозаики с полуфигурой св. Иоанна
Богослова в лавре на Афоне 23. Особо надо выделить на окладе иконы Богоматери Одигитрии из Троице-
Сергиевой лавры (в Третьяковской галерее) портретные изображения заказчиков — Константина Акрополита и
его жены Марии Комнины Торникини Акрополитиссы, пользующиеся очень широкой известностью 24.
Обрамления рубежа XIII— XIV ее. в типологическом отношении более разнообразны, чем образцы торевтики
последующих десятилетий.
Орнаментика поздневизантийских чеканных серебряных окладов икон при всем их разнообразии все же
позволяет видеть основные тенденции. В одних случаях использован традиционный цветочный узор, а скосы
иконы заполняет плетенка из растительного стебля. Мотив медальона с плетением из деформированных
растений в своих истоках является ближневосточным и, как можно предположить, занесен в Константинополь
чужеземными мастерами уже в эпоху Палеологов. Этими мастерами могли быть как сельджуки, так и армяне
либо грузины, широко интерпретировавшие в своем творчестве причудливые исламские узоры. В XIII в.
прорезные выпуклые диски встречаются и в каменной резьбе порталов Сан Марко в Венеции, а затем и в
архитектурной пластике Константинополя (Кахрие Джами) и Мистры. Однако их орнаментальное заполнение
оказывается достаточно разнообразным, включающим наряду с растительными зооморфные мотивы. Возможно,
непосредственное возлей{520}ствие ирано-
Файл byz3_521.jpg
Большой саккос митрополита Фотия. Деталь. Сошествие во
ад. 1-я половина XV в. Москва, Гос. Оружейная палата. Атлас,
шитье, жемчуг
среднеазиатских образцов ощутили в Византии в первую очередь столичные мастера, хотя трудно в то же время
отводить мастерам серебряного дела из иных художественных центров исключительно лишь роль копиистов
константинопольских изделий. Особенно это касается ремесленников Фессалоники, Никеи и Трапезунда. Именно
последние и могли служить наряду с иноземными мастерами проводниками восточных влияний в
палеологовской чеканной орнаментике, а также в филиграни, {521} украшение которой окладов икон получает
распространение на рубеже XIII—XIV ее. Здесь чаще всего повторяются заполненные сердцевидными фигурами с
трилистниками и пятилистниками внутри кружки, расположенные в два-три ряда, как на уже упомянутых
иконах в Генуе и лавре на Афоне. Существенно отметить и заполнение тонких филигранных узоров, как и
медальонов, эмалью или пастой. Известна и иная схема филигранного обрамления, с выделяющимися ромбами
и выпуклыми ажурными дисками со сложным плетением. Таково убранство мозаичной иконы св. Николая,
хранящейся в Киеве. Подлинным шедевром ювелирного искусства можно назвать тончайшую филигрань оклада
иконы Богоматери с младенцем в Ватопеде (конец XIV в.) 25.
Особенности чеканного и филигранного декора, характеризующие убранство икон, являются
показательными и для выполненных поздневизантийскими ювелирами предметов церковной утвари. Здесь
следует прежде всего упомянуть серебряные оклады Евангелия. В отличие от более раннего времени верхнюю
крышку переплета в XIV в. украшают уже не фигурой стоящего в рост Христа Пантократора (которому на
нижней крышке соответствует фигура Бо-гоматери-оранты), а изображением Распятия в типично
палеологовском иконографическом варианте. На обрамлении этого главного изображения можно видеть
евангельские сюжеты и образы евангелистов, чередующиеся с сетчатой плетенкой (Евангелие церкви св.
Климента в Охриде) 26, Этимасию и погрудные изображения святых, представленных почти в профиль
Dufour-Bozzo С. La cornice del Volto Sante di Genova // Cahiers archeologiques. 1969. Т. XIX. Р. 223—
2302.3
23 Walter Chr. Beobachtungen am Freisinger Lukasbild // Kunstchronik. 1964. Bd. 17. S. 85—91;
Chatzidakis M. Une icône en mosaique de Lavra // JÔB. 1972. Bd. 21. Р. 73—81.
24 Nicol D. M. Constantin Acropolites: a Prosopographical Note // DOP. 1965. Vol. 19. Р. 249—256.
25 GrabarА. Les revêtements.... № 39.
26 Gerasimov Т. La reliure en argent dun Evangéliaire du XIVe siècle à Ochrida // ЗРВИ. 1970. Кн 12.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|