 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 323
ризонтально, что подчеркнуто сплошным горизонтальным карнизом, но этой горизонтали противопоставлены
непрерывные вертикальные членения по всей высоте галерей в виде вытянутых двойных аркад, разделенных
тонкими колонками и прерывающих горизонтальный карниз. Аркады эти в нижнем ярусе южного фасада
чередуются, как и в столице, с полукруглыми нишами. На западном фасаде галереи ниши, наоборот, занимают
верхний ярус. Аркады и ниши галереи почти не оставляют глухих участков; стены воспринимаются как ажурная
перегородка, отделяющая храм от окружающего пространства, как в Константинополе. Но ритм проемов и ниш
здесь еще более усложнился. Элементы фасадов фессалоникского храма Екатерины уже были отмечены выше в
столичной архитектуре, но сочетаются они здесь по-новому, не повторяя фасадов других современных зданий.
Это придает храму индивидуальный характер.
Другой большой фессалоникский храм конца XIII в.— храм Апостолов {493} не вносит
Файл byz3_494.jpg
Мистра. Вронтохион. Ок. 1300 г. Вид с востока
в разработку фасадов чего-либо нового, зато очень интересен его экзонарфик 1312—1315 гг. 15, являющийся
открытым преддверием храма. Ритм проемов и членений здесь не менее сложен: он основан на чередовании
более широких и относительно узких проемов с рядом колонн. Их прерывают два коротких простенка с
нишками, фланкирующими вход и тем самым выделяющими его.
Византийское зодчество эпохи Палеологов отмечено еще одним закономерным качеством, характерным
для многих архитектур на последнем этапе развития,— усилением роли декора.
Речь идет не только о многоуступчатых тягах, подчеркивающих рисунок фасада, встречающихся уже в X
в.; появились и новые декоративные средства, значение которых все более возрастало — цвет и кирпичное
узорочье. Прежде всего это выражалось в использовании цветовых эффектов самой кладки, сочетающей ряды
красного кирпича и ряды светлого камня. Сочетание это уже утратило конструктивное значение и являлось чисто
декоративным, о чем говорят памятники XI в.: чередование кирпича и камня было, собственно, не кладкой, а
только облицовкой стены. В эпоху Палеологов эта тенденция усилилась. Очень показательны в этом отноше-{494}
нии южная церковь монастыря Липси конца XIII в. и в особенности южная
Файл byz3_495.jpg
Мистра. Вронтохион. Ок. 1300 г. Центральный
неф. Вид с запада {495}
церковь монастыря Марии Паммакаристы (1312 г.), а также фасад Текфур Серая начала XIV в., декор которого
основан на сочетании кирпича и инкрустированного в кирпичную кладку камня, образующего самые различные
узоры (шахматный, зигзаги, плетенки и пр.); пояса этого декора разделены нитками цветных (глазурованных)
вставок в виде четырехлистника. Узоры почти сплошь покрывают верхнюю половину фасада, обращенного
внутрь дворца 16.
Все более популярной становилась узорчатая кирпичная выкладка, появившаяся еще в X в. Ее
постепенно усложняли, а в XIII—XIV ее. дополнили вставкой глазурованных изразцов и даже глазурованных
блюд. В то время кирпичное узорочье получило в византийской архитектуре наибольшее развитие, достигло
зрелости и стало очень популярным. В этом убеждают уже названные выше памятники Константинополя —
южная церковь монастыря Липси и южная церковь монастыря Марии Паммакристы, восточные фасады которых
сплошь покрыты кирпичными узорчатыми фрезами различного рисунка.
В монументальной архитектуре Фессалоники в XIII—XIV ее. наблюдаются те же явления. Особенно
богато разработан здесь фасад храма Апостолов, насыщенный кирпичным узорочьем.
Прогрессировавшее значение декоративной разработки фасадов, особенно возросшее в
поздневизантийском зодчестве, отнюдь не означает принижения или подавления собственно архитектуры или
развития одной за счет другой, ибо архитектурный декор и архитектурная композиция в Византии были всегда
слитны и едины. Монументальная архитектура (и прежде
Diehl Ch. et al. Op. cit. P. 189—200, pl. LXII—LXVI; Krautheimer R.Op. cit. P. 300—301, pl. 183. Krautheimer R. Op. cit.
P. 190, 191; Врунов Н. И. Архитектура Византии. С. 146 и рис. 104.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|