На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 322

граней средней апсиды и с различными по рисунку кирпичными фрезами над боковой апсидой 9. Более полное представление о фасадах можно получить по небольшой гробничной церкви с гинекеем, построенной в 1312 г. в монастыре Марии Паммакаристы (Фетие Джами) 10. Несмотря на малый размер церкви, ей придан облик четырехстолпного купольного храма. Особенно интересна разработка его фасадов. Средняя апсида — трехъярусная, семигранная; грани заполнены чередующимися полукруглыми нишами и углубленными филенками. Двухъярусный южный фасад лишен вертикальных тяг, но зато он весь наполнен широкими тройными окнами, сочетающимися с узкими, полукруглыми в плане нишами и круглыми впадинами; все они с двухступенчатым обрамлением, придающим благодаря своей «перспективности» и глубине пластичность фасадам. Четкое и ритмически сложное чередование этих проемов и филенок, притом асимметричное, порождает живописность фасадов, усиленную поли-хромностью кладок (чередование светлого камня и красного кирпича в кладке стен, в арках и в узорочье тимпанов западной стороны). Разработка фасада была художественно развитой, композиционно оправданной и лишенной повторений. Не менее интересен фасад другого одновременного произведения — экзонарфика храма Феодоры (Молла-Гюрани Джами), пристроенного в {491} начале XIV в. 11, также двухъя- Файл byz3_492.jpg Q Килиси Джами. XI—XIV ее. Нартекс палеологовского времени {492} русного, но композиционно решенного своеобразно. В верхнем ярусе, увенчанном тремя куполами,— пять широких полукруглых проемов с окнами, в нижнем, основном ярусе по сторонам центрального входа помещены два тройных портика-аркады, разделенные колонками; портики фланкируют высокие полукруглые ниши, которые, чередуясь с ними, обрамляют весь фасад. Элементы фасада здесь те же, что и в монастыре Марии Паммакаристы, но сочетаются они совсем иначе и образуют иную, совершенно особенную, но также вполне законченную композицию, легкую и ажурную, привлекающую ритмическим богатством. Характерная черта нового архитектурного стиля эпохи Палеологов — стремление пронизать фасад светом, сделать его легким и ажурным — проявилась и в монастыре Хора, на его западном фасаде, т.е. фасаде экзонарфика, представлявшего собой сплошную открытую галерею 12. И наконец, очень показателен один из памятников дворцовой архитектуры Константинополя — дворец, который получил турецкое название Текфур Серай 13, построенный в начале XIV в. Это большое трехэтажное здание с двумя парами широких входных проемов, с четырьмя окнами на втором этаже и семью — на третьем, причем все оси окон не совпадают, благодаря чему фасад приобретает асимметричность. Особенно интересен богатый кирпично-каменный декор фасада, заполняющий все свободные плоскости стен. Но об этом ниже. Те же стилистические особенности константинопольской архитектуры времен Палео-логов наблюдаются и в Фессалонике. Храм св. Екатерины (Якуб-паша Джами) конца XIII в. 14 дает неожиданно новую композицию архитектурного фасада. Храм имеет окружающую его с трех сторон галерею, фасады которой прикрывают нижнюю часть храма. Галереи эти понижены, чтобы выделить собственно храм с возвышающимся куполом. Галереи ориентированы го- Ebersolt J., Thiesrs А. Op. cit. Pl. LII (до реставрации); Krautheimer R. Op. cit. Pl. 139, 180; Eyice S. Ор. cit. Pl. 8—23. 10 Millingen A. van. Ор. cit. Р. 152—160, pl. XXVIII, XXXIX, XLII (до реставрации); Ebersolt J., Thiers А. Ор. cit. Р. 227, 236—247, pl. LVI, LVII; Ogan A. Ор. cit. P. 290—294; Krautheimer R. Ор. cit. P. 307—308, pl. 188; Underwood Р. A. Notes on the Work of the Byzantine Institute in Istanbul: 1957—1959 // DOP. 1960. Vol. 14. P. 215 sq.; Врунов Н. И. Архитектура Византии. С. 152—153; Eyice S. Ор. cit. Р. 104 sq. 11 Millingen A. van. Op. cit. Р. 247—252; Ebersalt J., Thiers A. Op. cit. Р. 156—157, pl. XXXIV, XXXVII; Krautheimer R. Op. cit. P. 307, 308, pl. 189; Врунов Н. И. Архитектура Византии. С. 153—154. 12 Шмит Ф. И. Кахрие Джами. С. 91; Millingen А. van. Op. cit. P. 311, pl. 105. 13 Krautheimer R. Op. cit. Р. 309, pl. 190—191; Врунов Н. И. Архитектура Византии. С. 143—147. 14 Diehl Ch. et al. Op. cit. P. 179—186, pl. 58—61 (до реставрации); Krautheimer R. Op. cit. P. 300, pl. 182; Dalvoye Ch. Eart byzantin. Р., 1967. Fig. 176.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes