 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 319
вой половины и середины XII в. 3 Это стремление породило резкое, как никогда ранее, повышение подкупольного
пространства относительно всех остальных объемов здания и общую повышенность пропорции: вертикаль в
композиции здания с течением времени становилась преобладающей. Красота здания явно ассоциировалась с его
высотой, устремленностью ввысь, к небу. Символом неба, небесного свода ведь и являлся купол. Этот
эстетический принцип свойствен всей византийской архитектуре, но теперь он рельефно выступил не только в
интерьере, но и снаружи: новое соотношение объемов храма, в котором доминировал купол на относительно
высоком барабане, создавало уступчатость масс здания, пирамидальный ритм их и тем самым определенную
градацию масс. С течением времени эти новые качества архитектуры проявлялись все отчетливее.
Новые качества собственно архитектуры породили и новое понимание архитектурной плоскости, и
новую трактовку фасада, что выразилось в глубоком их расчленении вертикальными тягами; они усиливали
ощущение повышенности пропорций. Той же цели служили и удлиненность окон, нередко тройных,
разделенных тонкими столбиками, и тройные проемы внутри храмов с такими же столбиками, как и умножение
граней барабана купола и апсид; грани становятся более узкими и вытянутыми. В усилении этой особенности
также сказывались новые тенденции развития византийской архитектуры.
Некоторые перемены в монументальной архитектуре византийской столицы принесли XIII и XIV
столетия, о чем позволяют говорить три храма, приблизительно одновременные и композиционно близкие. Это
южная церковь монастыря Липси (мечеть Фенари-иса) 1282 г., являвшаяся фамильной усыпальницей Палеологов
4, церковь Марии Паммакаристы (мечеть Фетие), перестроенная между 1292 и 1294 гг. 5, и церковь Спаса в
монастыре Хора (мечеть Кахрие), перестроенная из более древнего храма в конце XIII — начале XIV в. 6
Во всех этих зданиях пол значительно шире, чем в храмах Х—ХП ее.; устои вследствие этого как бы
расступились, расширив подкупольное пространство, где совершалось литургическое действо, и, кроме того,
были усилены. Это привело к сужению боковых частей храма и тем самым к ограничению доступа в него. А в
храме монастыря Хора подкупольное пространство и вовсе было отделено стенами от остальных помещений, в
которых были устроены индивидуальные часовни молельни. {486}
Файл byz3_487.jpg
Пареклисион. Своды
Стамбул. Фетхие Джами. Начало XIV в. {487}
Смысл этих изменений архитектурной композиции заключается в усилении замкнутости храма, все
больше превращавшегося, из общественного здания в церковь для феодальных верхов — для ктитора храма, его
семьи и приближенных. Таким образом, архитектурно-композиционные изменения были непосредственно
связаны с изменениями социальной природы храма.
В этом отношении особенно характерны маленькие церковки, или церкви-усыпальницы, которые
строила для себя византийская знать в конце XIII и в XIV в. Такой характер имела уже однонефная удлиненная
церковь с двумя высоко поднятыми куполами, зажатая между северным и южным храмами монастыря
Пантократора,— усыпальница императора Мануила Комнина (1143—1180), им же и построенная; галерея начала
XIV в. с куполом на световом барабане в центре и двумя полукуполами, пристроенная с южной стороны к храму
Спаса в монастыре Хора (Ф. И. Шмит считал ее трапезной; лишь позднее превращенной в цер-
Спас Всемилостивый: Ebersolt J., Thiers А. Ор. cit. Р. 171—182, р1. XXXIX—XLI; Krautheimer R. Ор. cit. Р. 263, р1.
142; Врунов Н. И. Архитектура Византии. С. 97—102 (датирует первой половиной XI в.); монастырь Пантократора:
Ebersolt J., Thiers А. Ор. cit. Р. 183—189, ри XII—XVIII; Krautheimer R. Op. cit. Р. 265. РИ. 140, 144; Врунов Н. И.
Архитектура Византии. С. 106—109.
4 Macridy Th., Megaw А. N. S., Mango С., Hawkins E. J. W. The Monastery of Lips at Istanbul // DOP. 1964. Vol. 18. Р.
265—268; Врунов Н. И. Архитектура Византии. С. 147.
5 Ebersott J., Thiers А. Ор. cit. Р. 227. 236—247, р1. 53—57; Ogan А. Ауа Maria Pammakaristos. Fethie Camil // Belleten
Turk Tarih Kurumu. 1949. Vol. XIII, N 50. Р. 270—290 (с англ. резюме); Macridy Th. et al. Ор. cit. Р. 319—331.
6 Millingen A. van. Ор. cit. Р. 288—320; Krautheimer R. Ор. cit. Р. 265, р1. 187; Врунов Н. И. Архитектура Византии. С.
147—151; Шмит Ф. И. Кахрие Джами // ИРАИК. 1906. Т. XI. С. 34—104.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|