 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 305
Хотя при Палеологах империя была маленькой и довольно слабой державой, ее искусство пересекало
границы и распространялось на территориях, во много раз больших, чем те, которые были подчинены
Константинополю. Влияние столицы и Фессалоники было иногда более сильным в Сербии и Болгарии, чем в
пределах таких провинций самой Византии, как, например, Аттика или Беотия 34.
Самым классическим ансамблем византийской живописи по духу и по форме и вместе с тем самым
передовым по некоторым принципам изоб-{461} ражения фигур, драпировок и архитектуры можно считать
фрески сербского монастыря Сопочаны 35. Эти замечательные росписи основанного кралем Урошем I монастыря
возникли в 60-х годах XIII столетия. Урош I строил храм св. Троицы как усыпальницу для себя и своей семьи. Во
время постройки скончалась его мать Анна Дондола и была похоронена в нартексе. Тогда же на стене, под ее
черным гранитным саркофагом, была изображена сцена ее смерти и погребения. По окончании постройки Урош
перевез сюда из Зичи тело своего отца — Стефана Первовенчанного. Вскоре и сам основатель был похоронен
здесь. Сопочаны сделались гробницей первых сербских кралей.
По всей вероятности, первоначально Урош предполагал воздвигнуть собор как кафедральный. Об этом
можно судить по открытому нартексу, прибавленному с западной стороны к основному объему храма, а также по
колокольне. Об этом же свидетельствует и иконография фресок: во внутреннем нартексе появились изображения
Вселенских соборов 36; в центральном нефе изображены эпизоды Нового завета; фрески нартекса посвящены
Ветхому завету и Страшному суду. Все композиции отличаются повествовательным характером. В них можно
усмотреть два направления: первое — передовое, придворное и второе — монашеское, более архаическое. К
первому принадлежат росписи нижней части стены, ко второму — верхней и нартекса. Основной особенностью
живописи Сопочан первого направления можно считать подчеркнутую монументальность, которая создается
расположением фигур в композиции, ритмом масс, чувством пространства и объема. Сцены часто строятся по
принципу уравновешенного треугольника, что придает им особую массивность. Они гармоничны и по цветовой
характеристике. В них преобладают зеленые, охристые тона. Величественным, спокойным фигурам отвечают
строгие по своим формам архитектурные кулисы.
В одной из самых замечательных композиций — сцене Успения — оба многоколонных портика
отодвинуты к краям, оставляя место для многочисленных персонажей, окружающих Христа и лежащую
Богоматерь. Это и хор ангелов с факелами, и склоненные апостолы, и отцы церкви; и еще раз изображенные уже
на облаках в месте с ангелами апостолы. Каждая фигура полна эмоциональной выразительности. Чувство печали,
которое пронизывает Христа и апостолов, создается только наклонами голов, жестами рук, поднесенных в знак
скорби к губам, а также выражением лиц.
Во фресках Сопочан много того прекрасного эллинистического начала, которое расцвело еще в начале
века в Никее и которое пришло сюда через Фессалоники, найдя благодатную почву именно в Сербии конца XIII в.
К самому концу XIII в. относится другой значительный памятник сербской живописи — фрески церкви
св. Ахилла в Арилье, в которых проявились гораздо больше местных черт, чем в Сопочанах. В росписях основное
место занимает галерея сербских кралей из дома Неманей и сербских архиепископов. С этого времени особый
интерес к изображению исторических персонажей станет свойствен сербскому монументальному {462} искусству.
Вместе с тем здесь
Файл byz3_463.jpg
Святые воины. 2-я половина XIV в. Мистра.
Церковь Перивлепты
сильно ощущаются и палеологовские черты — особая монументальность композиций, достоинство,
подчеркнутое в образах святых, стремление к введению пространства в изображаемое.
Свидетельством взлета творческой активности константинопольских художников первой половины XIV
столетия явилась живопись маленькой церкви монастыря Хора (Кахрие Джами). Возникший еще в
ранневизантийскую эпоху монастырь существовал за счет субсидий
Grabar A. Artistic Climate., P. 4.
Ъурп В. J. Copohani. Београд, 1963. С. 7.
Там же. С. 113.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|