 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 304
половине XIV в. в Грузию приезжает византийский фрескист Кир Мануил Евгению. Его фрески в Цаленджихе
свидетельствуют о ярком художественном темпераменте этого византийского живописца, усвоившего с
достаточной полнотой все достижения того палеологовского искусства, на образцах которого он был воспитан.
Сближению искусства православных стран способствовал исихазм, который превратился в широкое
общественное движение, захватившее постепенно все Балканы и оттуда перешедшее на Русь. Но не только
упрочению связей искусства разных стран помогал исихазм. В учении исихастов проявилась вера в человека, в его
неограниченные возможности. Благодаря исихазму в искусстве усилилось в известной степени индивидуальное
начало, повысилась его эмоциональность, в некоторых портретах появились даже элементы психологической
характеристики. С распространением исихазма началось оживление духовной жизни империи 28.
Влияние византийского искусства на западное было всегда явлением особенно поразительным потому,
что партнер Византии на Западе не был настолько слабым, как, например, в Сирии и Египте 29. Влияние культуры
Византии на запад ощущалось еще в каролингскую эпоху, но уже в готическое время западные художники за
исключением итальянских освободились от него, найдя собственный путь. Более того, после завоевания Византии
крестоносцами в 1204 г. западное воздействие резко усилилось на самих византийских землях. Оно затронуло
даже такую всегда устойчивую в византийском искусстве область, как иконография 30.
В Италии в XIV—XV ее. влияние византийской живописи было все еще значительным, прежде всего в
Венеции и Сиене. Оно особенно ясно проявилось в колорите, пристальное внимание к которому (в отличие от
флорентийской школы) характерно именно для названных двух школ. В равной степени оно заметно и в особом
ритме композиций, в легком движении фигур, в элегантности их пропорций, которые так свойственны Дуччо и
Симоне Мартини. В те годы влияние антики на итальянское искусство все еще продолжало идти через
византийские
образцы 31. {459}
Файл byz3_460.jpg
Рождество Христово. Ок. 1428 г. Мистра.
Церковь Пантанасса
Обратимся к началу расцвета палеологовского искусства. В конце XIII в. в южной галерее св. Софии в
Константинополе была выполнена мозаика с изображением Деисуса, отличающаяся таким совершенством своих
художественных принципов, что многим ученым 32 казалось невероятным ее возникновение в столь трудное для
империи время. Но лица Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи наполнены такой глубокой эмоциональностью,
которая представляется невозможной и для эпохи Комнинов. В изображениях передано столько печали, столько
предчувствий трагической судьбы империи, что они могли быть, напротив, созданы только в ту драматическую
эпоху, в то время невероятного напряжения духовных сил и подъема чувства «национального» самосознания,
ярко проявившегося с изгнанием латинян. Мозаика относится к первой, ранней стадии палеологовского
искусства с ее повышенным чувством пластики, подчер-{460} киванием значения светотеневой моделировки.
Самой архаической
Файл byz3_461.jpg
Ангелы Божественной литургии.
Мистра. Церковь Перивлепты. Фреска в протезисе
чертой в этой композиции, по мнению О. Демуса 33, можно считать принцип применения линий, которые
следуют форме.
Meyendorff J. Spiritual Trends in Byzantium in the Late Thirteenth and Early Fourteenth Centuries // The Kariye
Djami. 1975. Vol. IV. P. 95.
29 Weitzmann К. The Study of Byzantine Book Illumination: Past, Present, and Future // The Place of Book
Illumination in Byzantine Art. Princeton, 1975. Р. 46.
30 Demus O. Byzantine Art and the West. L., 1970. Р. 188.
31 Kitzinger Е. The Byzantine Contribution to Western Art of the twelfth and thirteenth Centuries // DOP.
196(5. Vol. 20. Р. 45.
32 Изложение основных точек зрения по этому вопросу см.: Talbot Rice D. Op. cit. P, 29. 122.
33 Demus О. The Style of the Kariye Djami.... P. 148.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|