 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 301
правда только в отношении миниатюры, разграничение портретов на два вида: 1) вотивные и посвятительные; 2)
должностные и мемориальные. Оба исследователя обращаются лишь к изображениям светских персонажей, не
упоминая портретов святых. Между тем деление на интимный и церемониальный портрет ясно ощущается в
византийском искусстве, явствует из характеров самих памятников, сохранившихся до наших дней.
Церемониальный портрет более связан со старой, сложившейся еще в доиконоборче-ский период
традицией. Это портреты донаторов, заказчиков мозаик, фресок, рукописей (Юстиниан и Феодора в мозаиках
церкви св. Виталия в Равенне, принцесса Юлиана Аникия на фронтисписе рукописи Диоскорида Венской
Национальной библиотеки). Мы не можем согласиться с X. Белтингом 19, который относит этот тип портрета к
интимному, так как торжественный, церемониальный характер действия в нем отчетливо выявлен.
Перед зрителем — изображения в торжественных позах заказчиков рукописей, созданные в
палеологовское время,— Иоанна Кантакузина, фигура которого повторена дважды (происхождение такого
двойного портрета X. Белтинг 20 справедливо связывает с заупокойным культом) — в императорской одежде и в
монашеском облачении (Paris. gr. 1242. Л. 123 об.); императора Алексея III Комнина и его супруги Феодоры на
свитке с текстом хрисовула, пожалованного в монастырь Дионисия в сентябре 1374 г.
Особое значение этот тип портрета получает в Сербии, где в тот период достигает расцвета искусство
монументальной живописи. Фрески сербских церквей обычно содержат изображения краля и членов его семьи.
Причем размеры этих портретов по сравнению с редкими подобными изображениями в предшествующий
период увеличиваются 21. С последней четверти XIII в. сербских кралей изображают в одежде византийских
императоров. Сербские художники даже начинают представлять на стенах храмов сцены из их жизни 22. Как и
современные им болгарские фрескисты, сербские в портретах донаторов менее традиционны и проявляют
большую свободу {454} в выборе атрибутов, поз и жестов портретируемых, чем константино-
Файл byz3_455.jpg g
Св. Иоанн Креститель. XIV в. Фессалоники, Церковь св.
Николая Орфана
польские. Однако приверженность к фронтальным позам неподвижно и торжественно стоящих перед зрителем
персонажей, их подчеркнуто роскошное одеяние, атрибуты власти в их руках, модели храмов, которые они
основали и декорировали, кодексы, которые они заказали,— вот те черты, характерные для большинства
церемониальных портретов.
На портретах такого типа помещается изображение благословляющих императорскую чету Иисуса
Христа или Богоматери, иногда, как в свитке монастыря Дионисия,— патрона этого монастыря Иоанна Предтечи,
а также, как в рукописи сочинений Иоанна Кантакузина в Парижской Национальной библиотеке, Троицы. В этих
портретах проводится идея божественной власти императоров. Недаром такие портреты особенно характерны
для искусства, развивающегося под покровительством молодой процветающей династии (Грузия, Сербия).
Укрепляя и прославляя свою власть, грузинская царица Тамара (первая половина XIII в.) приказывала
изображать себя с атрибутами локатора во многих храмах (Вардзия, Кинцвиси, Бертубани, Бетани).
К портрету второго типа, интимному, можно отнести некоторые из императорских изображений, в
которых они представлены молящимися, стоящими на коленях, с мольбой протягивающими руки. Таково
изображение Исаака Комнина, сделанное в начале XIV в. в Кахрие Джами на том месте, где он был когда-то уже
изображен при погребении его тела. Но через два века после его смерти, при реставрации храма, не нашли его
могилы, а потому приказали, как полагает X. Белтинг 23, заменить заупокойный портрет Исаака вотивным,
включенным в композицию Деисуса. Таков же по своему характеру портрет Димитрия Палеолога, повелевшего
изобразить себя молящимся, на обороте листа 385 Евангелия Гос. публичной библиотеки (греч.
Ibid. S. 72. Ibid. S.
85.
Velmans T. Le portrait.... P. 95. Ibid. Р.
107, 115.
Belting H. Op. cit. S. 78.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|