 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 286
го. Таковым для христианина в первую очередь выступает сам Спаситель, не случайно называемый «радостью
исполненной» (Ibid. Col. 561 А—С). Приходя в душу человека, Бог дарует ей в качестве первого ощущения Себя
неизреченную радость, и она навсегда остается для него знаком божественного присутствия в душе. Владыка
дарует блаженным, пишет Николай в другом месте, «чистое ощущение Себя.... А плод этого ощущения есть
неизреченная радость и преестественная любовь» (Ibid. Col. 561, 565).
В мистическом акте принятия в себя Бога, согласно христианскому учению, осуществляется процесс
высшего знания, и он сопровождается неописуемым духовным наслаждением. Здесь онтология, антропология,
гносеология и эстетика сходятся в единую точку, название которой — «вечная жизнь в Боге», а главный смысл ее
Кавасила, завершая богатую традицию византийской мистики, пытается выразить понятием удовольствия,
наслаждения; хорошо сознавая его ограниченность. По словам Николая, это «самое совершенное и чистое
наслаждение», «преестественная и удивительная радость», удовольствие, «превышающее природу слова», и т. п.
(Ibid. Col. 705 С—708 А). Силу этого наслаждения (то;' u.éyeBoç тг|;~с n; Sovr|;~ç) может почувствовать лишь тот,
кто взирает на самое {430} радостное и самое приятное. А таковым является только Бог. Но человеческая радость и
наслаждение имеют предел, поэтому Он приспособил нашу душу к своей беспредельности, сделал ее
бессмертной, чтобы мы и по смерти могли блаженствовать с Ним, «радоваться всецелым наслаждением». Когда
соединятся беспредельное блого и беспредельное желание его, что может быть выше возникшего удовольствия
(Ibid. Col. 708 А—С). Оно превосходит «всякое человеческое наслаждение». Тогда говорят, что человек «радуется
радостью Христовою», и это — цель устремлений всякого человека, живущего во Христе.
Итак, поздние исихасты и их сторонники среди церковных писателей в борьбе с экспансией
католического и ренессансного рационализма, а также в противоборстве с отечественными гуманистами с новой
энергией обращаются к мистицизму, открывая к нему доступ не только избранным подвижникам, как ранее, но и
практически всем христианам. Особое внимание уделяется при этом духовному наслаждению, т.е. фактически
феномену интериорной эстетики. Вполне естественно, что волна нового интереса докатывается и до объекта,
возбуждающего неописуемое наслаждение. И здесь исихасты вполне закономерно обращаются к традиционным
уже для византийской эстетики категориям красоты и света.
Им, как и всему византийскому миру, не чужда красота тварного мира и произведений искусства, но не
она привлекает внимание Паламы и его сторонников. Человек и Бог — в них, вокруг них, и в их
взаимоотношениях прозревают исихасты ауру прекрасного. Размышляя об удивительном деле творения, глава
исихастов не без восхищения отмечает, что в человеке, в этой вроде бы незначительной твари, Бог
сконцентрировал «все дело своего творения», сущность универсума. Человек и остальной мир близки друг другу
«по образу строения», как произведения одного художника. Превосходят же они друг друга величиной (мир) и
разумом (человек). При этом человек предстает сокровищем мира, украшающим собой как видимую, так и
невидимую его части (Ibid. Т. 151. Col. 332 С—333 А). «О, насколько человеческий разум лучше неба,— восклицает
Палама,— он является образом Божиим и знает Бога, и, если желаешь,— единственным во всем мире,
совозвышающим с собою смиренное тело!» Бог до такой степени возвысил и украсил человеческую природу
потому, полагает Григорий, что изначально приуготовил ее в качестве своей одежды, в которую он облекся через
посредство Девы
(Ibid. Col. 333 АВ).
С грехопадением Адама человек утратил первозданную красоту, но может обрести ее на путях духовного
совершенствования и с помощью самого Бога. Усмотрев в человеке, писал митрополит никейский Феофан, свой
образ порядочно истершимся, а подобие совершенно утраченным, Бог счел необходимым как бы переплавить его
и отлить заново «в первоначальной, а лучше сказать — в еще большей красоте». И совершает он это посредством
святого крещения, вложив в воду крещения свою творческую силу и уподобив крещальную купель чреву
Богоматери, через которое прошел он сам (Ibid. Т. 150. Col. 329 А).
Более подробно идею восстановления утраченной красоты в таинстве крещения развил Николай
Кавасила. Креститься, писал он, означает заново родиться во Христе и получить бытие тем, кто его фактически не
имеет. Крещение — это и просвещение, ведущее к божественному свету, и «некая печать или образ, ибо
напечатлевает в наших душах образ смерти {431} и воскресения Спасителя» (Ibid. Т. 150. Col. 525 АВ), и
утверждение нового «вида и красоты» человека, как в целом, так и всех его членов. Подобно «веществу
безвидному и не имеющему
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|