 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 282
быстрее склоняют свои увядшие стебли и исчезают. Вот ваш божественный храм, великое и славное ваше
жилище,— ныне сравнялся с землей, сгубив с собою и вашу красоту» (Ibid. Х. 2. Р. 478). В чисто эллинском духе
Григора именует этот храм, т.е. Метохита, «искусством искусств» и «наукой наук» и наделяет его идеальной
внешней красотой. «Храм муз», конечно же, и внешне должен быть прекрасен — установка любой
классицистической эстетики, а именно вето и исповедовали византийские гуманисты. Метохит «телосложение
имел крепкое и удивительно соразмерное, как будто природа создала его организм по канону и мерке как весь в
целом, так и каждую его часть, каждый член. Украшен же он был кротким взглядом, соединенным с приятной
улыбкой» (Ibid. Р. 481). Для гуманистов внешняя красота человека непременно связана с его внутренними
достоинствами, является их естественным выражением, знаком и знамением.
Последовательно эту гуманистическую позицию выразил на закате Византии и неоязычник Георгий
Плифон. У него первое, совершенное и мудрое творение Зевса — Посейдон предстает и «самым прекрасным из...
творений». Высшей красотой среди планетарных богов обладает Гелиос и т. п. 18 Красота во всех ее проявлениях
была внутренне близка византийским гуманистам и любима ими. Красота вещей и каллиграфически
переписанной рукописи, красота пейзажа и роскошной виллы, красота юности и звездного неба — все вызывало
их восхищение и преклонение.
Не была забыта ими и красота духовная. Для любителей мудрости, образования, наук вся сфера
гуманитарных знаний и духовной культуры выступала носителем этой красоты. Иосиф Ракендит в
«Автобиографии» с упоением пишет о красоте созерцательной жизни. Лишь тому, считал он, кто «живет
разумом» и погружен в «чистое созерцание», «ведомо истинно прекрасное» (Памятники. IX—XIV. С. 342). С
неподдельной радостью он сообщает, что живет в Константинополе среди духовных и мудрых мужей — ученых,
риторов, философов — и с их помощью стремится двигаться по пути к прекрасному (Там же. С. 343). Феодор
Метохит писал, что {424} Плутархом владели ненасытная жажда знаний и неутолимое желание «насладиться всем
самым прекрасным». Именно поэтому он стремился постичь все доступное познанию. Прекрасное в данном
случае отождествлялось им с мудростью и философией и почиталось высшей ценностью на уровне человеческой
жизни. На этой позиции стояли все гуманисты.
Георгий Плифон почитал самым прекрасным в человеке разум и знания — эти дары богов, которые и в
них самих составляют лучшую часть их природы. Счастье людей, полагал он, в стремлении к бессмертию и
прекрасному, «в сопричастности прекрасному», данному людям богами. Обращаясь с утренней молитвой к
богам, он утверждает: «...счастье это — в подражании вашей природе, так как и в вас прежде всего наличествует
прекрасное. Ну, а познание сущего будет, пожалуй, самым главным из всех присущих вам прекрасных свойств,
так что и у нас оно будет самым прекрасным из дел и вместе с тем вершиной блаженства» 19.
Итак, практически вся сфера духовной деятельности относилась гуманистами поздней Византии к сфере
прекрасного, т.е. к предметам, доставляющим духовное наслаждение (или «блаженство», по терминологии того
времени). У Плифона находим мы и более конкретное определение прекрасного, которое практически
полностью восходит к античному и этим как бы возвращает эстетику на «круги своя». «Прекрасное,— пишет он в
третьей книге "Законов",— следует искать в мере и соразмерности и вообще в ограничении, а не в
несоразмерности, не в неопределенном или в том, что всегда увеличивается». Действительно, разъясняет он далее
эту дефиницию, наибольшей ценностью обладает непреходящее. А таковым является нечто простое по своей
природе или состоящее из частей, образующих целостность. Последняя же возможна только на основе
принципов меры, пропорциональности, соразмерности, соответствия частей друг другу и целому. При их
несоблюдении целостности не получается и вещь или явление «отходит от непреходящего. Поэтому то, что всегда
более причастно мере и ограничению, вместе с тем прекраснее и лучше того, что всегда склонно к увеличению и
вообще не ограничено» 20.
МедведевИ. П. Указ. соч. М. 183; ср.: Там же. С. 225, 217.
Там же. С. 208.
Там же. С. 192, 193.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|