 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 280
Своей могучей красотой восторг и страх внушали;
И золото и блеск камней и перлов драгоценных,
Богато и роскошно в них горевших и сверкавших,
Столь стройно и умело там в порядке размещенных,
А не случайно как-нибудь, на удивленные были. (Там же. С. 389—390)
Это описание почти не несет документальной информации, но обладает сильным эмоционально-
эстетическим воздействием на читателя, особенно из народной среды, на которого и были рассчитаны романы.
Ближе к традициям эллинистической эстетики стоят экфрасисы Иоанна Евгеника (первая половина XV
в.). В его описаниях сооружений родного города (Трапезунда) и реальных или фантастических картин ощущается
сильное влияние знаменитых Филостратов, эллинистических авторов известных описаний картин и скульптур 17.
В русле предшествующей традиции находились и представления гуманистов о красоте. При этом им
был близок и понятен весь спектр зна-{421}нений этого эстетического термина. Начав систематические занятия по
изучению законов видимого мира, гуманисты с особым пристрастием всматривались в него. Сердца и души их
были открыты материальному миру, и его красота воспринималась ими с необычайным восторгом и
энтузиазмом. Феодор Метохит вдохновенно писал о наслаждении, доставляемом человеку с облагороженными
чувствами созерцанием красот звездного неба, моря, всего тварного мира. По его мнению, они поддаются
описанию только в поэтических образах. Именно в такой эстетизированной форме он и пытается передать свои
впечатления от созерцания природной красоты.
«Вот ведь и вид моря,— пишет он,— вполне приятен, когда оно спокойно плещется и, откатываясь назад,
разбивается о берега и мирно и неколебимо, бесшумно покоится, пока вдруг, страшно-гремящее, по словам
поэтов, и ужасно бушующее, не обрушится со страшным грохотом, заставляя отводить глаза от страха и оставаясь
совершенно неприступным и неукротимым, и не захлестывает всей картины мирной благости; затем опять
становится миролюбивым, почти неподвижное и нехитро оплетающее берега едва слышным плеском воды, будто
цепляясь за них с каким-то мягким шуршанием, тихо ударяя в песок и играя и временами то накатываясь, то
снова откатываясь с какими-то любовными ласками, как бы доставляющими ему большое удовольствие, и
принося всем этим великое наслаждение и сильнейшее желание для глаз смотреть» (Theod. Metoch. Misc. Р. 268—
269). В этом пространном описании различных состояний моря нашли полное выражение широкие эстетические
интересы Метохита, его способность к глубокому эстетическому созерцанию природных явлений, а также
стремление зафиксировать их в эстетизированной словесной форме. Представленная здесь цитата (характерная,
кстати, для его книжной речи) — образец того предельно украшенного и перегруженного словесными узорами
стиля, который несколько позже получит распространение в южнославянском мире и на Руси под названием
«плетения словес». С его помощью Метохит стремится донести до читателей чувство, охватывающее всякого
созерцателя природных красот,— неописуемое наслаждение.
Метохит в специальной главке пишет о наслаждениях, получаемых от созерцания неба и небесных
светил. Только человек обладает способностью смотреть вверх, где ему открываются необычайные красоты
небесных явлений. Приобщаясь через созерцание к тому, «что на небесах, он получает огромное удовольствие от
действия этого чувства. И вот мы все с вожделением и наслаждением взираем на небесные миры, хороводы звезд
и сияющие оттуда красоты.... получая отдохновение и усладу благодаря зрению» (Ibid. Р. 267).
Душа человека, убежден Метохит, по своей природе склонна к созерцанию через посредство всех своих
чувственных органов, и особенно с помощью наиболее совершенного из них — зрения. Практически весь тварный
мир, становясь предметом созерцания, доставляет человеку эстетическое наслаждение. Метохит пытается даже
как-то осмыслить психологический механизм этого процесса. Он подмечает, что, созерцая какое-либо явление,
взгляд проходит «через все созерцаемые предметы и как бы короткое время находится в каждом из них»,
оставаясь «при этом шествии через красоты» неизменным и принося душе «некое отдохнове-
См.: Krumbacher К. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des ostrômischen Reiches
(527—1453). Munchen, 1897. S. 495—496.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|