 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 276
уникальны, предельно совершенны, законченны и целостны 9.
Вообще тварный мир, или универсум, предстает в системе Плифона как, собственно, и в христианстве,
огромным и совершенным произведением искусства. Только высшим творцом у него выступает не традиционный
христианский Бог, о котором он как бы ничего не знает, а древний Зевс, наделенный, правда, многими чертами
Бога христиан. Сама по себе эта замена имеет явно демонстративный и в чем-то сугубо эстетический характер,
являя собой своеобразную интеллектуальную игру с переменой масок у представителей духовного Олимпа.
Эстетическими мотивами (и в значительно большей мере, чем христианская) пронизана онтология Плифона.
Зевс в его представлении творил мир по законам искусства, среди которых на первом месте стоят
совершенство и красота. Он создает «все таким, каким видит то, что прекраснее и лучше всего приблизится к
совершенству», при этом стремится сделать «каждую вещь единой и однородной, поскольку не делает ничего
лишнего, а из всех, в свою очередь нечто целое и единое» 10. Так же, по классическим античным
представ{415}лениям, работает и скульптор, процесс творчества которого явно имел перед своим внутренним
взором Плифон, размышляя о Творце мира. Но он уже не может вернуться к чисто античному восприятию.
Многовековой опыт византийских эстетических и мировоззренческих представлений прочно живет и в душе
средневекового неоязычника. Поздний неоплатонизм и христианские идеи творения находят место в его
онтологически-эстетической концепции мира. Принцип зеркального поступенчато-го отражения, идея системы
образов и подобий с уменьшающейся степенью сходства занимают в ней видное место.
Первым творением Зевса является самый сильный, могучий и красивый бог Посейдон, которого он
создает, «пользуясь непосредственно собою в качестве образца». Всех же остальных богов он производит —
каждого «по образу другого, так что можно уподобить такое великое зачатие ничтожнейшему делу, созданию
образов с помощью множества зеркал», последовательно отражающих один оригинал. На этом принципе
основано и все творение. Зевс порождает нечто единое, целостное и совершенное, «делая его подобием только
самого себя», затем порождает другой вид как подобие этого и далее — все остальные виды — «один подобие
другого, и каждый из них уступает другому, как и подобает подобиям» 11.
Составленная из этих подобий и образов (частью — вечных, а частью — смертных) Вселенная образует
совершенное единство. Главным принципом единения является стремление менее совершенных подобий к
подражанию более совершенным, устремленность к их красоте (например, людей — к красоте богов). Высшее же
наслаждение в этом беспрестанном процессе подражания более прекрасным существам достигается при
познании их и высшего среди них — Зевса; «затем всей Вселенной, а также познанием нас самих в этой
Вселенной» 12. Итак, эстетические представления Плифона в сущности мало чем отличаются от эстетики
христианского неоплатонизма, хотя демонстративное обращение к языческому пантеону, теоретическое
возрождение древнего культа свидетельствуют о том, что каноны традиционной эстетики, связанной с
христианским культом, некоторым гуманистам казались уже тесными для эстетического сознания времени, и они
направили свои усилия на их разрушение.
Радикальное неоязычество Плифона в целом не было характерным явлением даже для последнего
поколения византийских гуманистов, не говоря уже об их предшественниках. Общей и главной для византийцев
этого времени оставалась тенденция, характерная и для их итальянских коллег проторенессансной ориентации,—
стремление к снятию всех и всяческих противоречий в духовной культуре, к объединению и согласованию всех
знаний, добытых человечеством в течение его истории как на путях науки, так и в процессе религиозного опыта.
Типичным представителем этого движения был Никифор Влеммид. Он с одинаковым пристрастием писал
трактаты по логике и физике, сочинения по географии и истории, труды по догматике, литургика, аскетике и т. п.
13 Понятно, что в сочинениях естественнонаучной и философской ориентации он больше опирается на античных
авторов, прежде всего на Аристотеля, но
9 Там же. С. 228.
10 Там же. С. 197.
11 Там же. С. 195, 196.
12 Там же. С. 208.
13 Обзор его сочинений см.: Барвинок В. И. Никифор Влеммид и его сочинения. Киев, 1911.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|