 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 271
заведений изучали не только богословие. Так, Мелитениот известен как автор астрономического трехкнижия 28.
Однако трудно сказать, использовалось ли оно в процессе обучения.
В начале XV в. главой патриаршей школы стал Иосиф Вриенний. В то время школа размещалась в
Студийском монастыре (в жизнеописании Марка Эфесского сказано, что он был послан вместе с братом учиться в
«школу Студитов»). Ее можно считать довольно большой: здесь преподавали 30 учителей. Возглавлявший школу
Иосиф Вриенний может служить образцом образованного богослова. Ему были известны {407} семь свободных
искусств, он изу-
Файл byz3_408.jpg g
Прощание Иосифа с Марией. Ок. 1316—1321 гг. Стамбул,
Кахрие Джами.
Мозаика на западной стороне внутреннего нарфика
чал латынь, прекрасно знал Библию и сочинения отцов церкви, был опытен в искусстве риторики и сведущ в
известных науках 29. Свою библиотеку Вриенний завещал церкви св. Софии. Перечень ее книг указывает, что,
помимо Священного писания и богословских сочинений, в патриаршей школе изучались и другие дисциплины.
Библиотека Вриенния содержала учебники грамматики Иоанна Глики, Плануда, Мануила Мосхопула, Фомы
Магистра, сборники риторических сочинений, философские труды Аристотеля, Никифора Влеммида, сочинение
Нико-маха, музыкальный трактат Мануила Вриенния, «Гармонию» и «Географию» Птолемея, астрономические
сочинения.
С патриаршей школой связана жизнь Никифора Каллиста Ксанфопула. Здесь протекали годы его учебы,
а затем и учительская карьера. В письмах он не раз говорит о богатстве библиотеки св. Софии, куда ему
постоянно приходится обращаться, изучая тексты отцов церкви и сочинения классической греческой литературы
30. Едва ли эта библиотека при-{408}надлежала самой церкви, которая располагала преимущественно
литургическими книгами. Скорее она была в ведении патриархата, однако, судя по письмам Ксанфопула,
библиотека не только служила его нуждам, но и использовалась для школы. Многие из трудов Ксанфопула
предназначались для учебной практики — им написаны риторические прогимнасмы, комментарии к Вонну
Климаку, Ветхому завету, иудейская история.
Последним главой школы был Матфей Камариот. Он продолжал исполнять свои обязанности и после
гибели Византии в 1453 г., сохранив и при турках титул ритора великой церкви.
Скудость письменных источников, которые дают возможность судить о состоянии образования, не
позволяет увидеть многие стороны школьной жизни в Византии. Тем больший интерес представляют немногие
дошедшие до нашего времени документальные свидетельства эпохи. Обнаруженные недавно два документа
содержат описание любопытных эпизодов школьного быта 31. Один из них — своеобразный договор между
учителем и учениками. Этот документ учитель мог предъявить ученикам, если они забудут о своих обязанностях.
В тексте говорится, что ученики обязуются с 1 августа не спать во время дневной жары, есть не более, чем обычно,
и не возражать против наказания. Второй документ — полный договор, где названо и имя свидетельницы, матери
ученика. Учитель берет в ученики некоего Иоанна для обучения в течение нескольких месяцев минускульному
письму, за что родители ученика должны внести соответствующую плату.
Существовало в поздней Византии и специальное (так сказать, профессиональное) образование: ведь для
занятий, например, юриспруденцией и медициной, требовалось дополнительное обучение. Медицине, как было
сказано выше, обучали в специальных школах при больницах. Письма Иоанна Захария Актуария проливают свет
на некоторые детали этого обучения. Напомним, что Актуарий учился у Плануда и был человеком широко
образованным. Вероятно, интерес к медицине привел его после окончания высшей школы в одну из столичных
больниц. Из его письма к Лакапину (1299) можно узнать, что Иоанн еще не закончил здесь
28 Tihon A. Eastronomie Byzantine (du Ve au XVe siècle) // Byz. 1981. Т. 51, fasc. 2. P. 618.
29 Meyer Ph. Des Joseph Bryennios Schriften, Leben und Bildung // BZ. 1896. Bd. V. S. 74—111.
30 Browning R.. A. Young Man in a Hurry — Two Unpublished Letters of Nikephoros Kalliston
Xanthopoulos // Byzantina. 1985. T. 13. P. 142—153.
31 Schreiner Р. Zwei Bilder aus dem byzantinischen Schulleben // Ibid. S. 282—290.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|