 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 270
посредственна, что не находит последователей. Высшее образование грозит вымиранием. Если науки будут
пребывать в таком запустении, полагает он, византийцы вскоре будут мало отличаться от варваров и не только
утратят мудрость и науки, но и не будут знать собственный язык. Он сравнивает себя с немощным человеком,
вынужденным оказывать помощь еще более тяжелым больным из-за отсутствия лекаря. Он с почтением
отзывается о западных учителях — латинянах, знакомых не только с греческими, но и с арабскими
комментаторами Аристотеля. Схоларий отмечает, что на Западе титул учителя философии не могли получить
люди, не изучившие досконально Аристотеля, его древних комментаторов, а также новую литературу о
Стагирите. В особенности, по мнению Схолария, преуспело западноевропейское богословие, успешно
использовавшее методы других наук 25.
Независимо от светского образования в Византии всегда существовало духовное образование, традиции
которого восходят ко времени греческой патристики. Высшая школа богословия при константинопольской
патриархии была, пожалуй, самым стабильным учебным заведением империи. Возобновление в столице
духовного образования при Палеологах связано с деятельностью патриарха Германа. Он не мог доверить
обучение будущих клириков Георгию Акрополиту, подозревая в нем приверженца унии, и назначил
руководителем обучения наукам детей духовного звания Мануила Оловола.
Достоинства и образованность Оловола, видимо, высоко ценились патриархом, так как прежде, чем
назначить его главой школы, Герману пришлось ходатайствовать перед императором об освобождении Оловола
из заключения 26. По словам Пахимера, патриарх аргументировал свою просьбу тем, что Георгий Акрополит,
довольно уже потрудившись, отошел {406} от наук и устал. Необходимо ввести в эту должность других, и, между
прочим, наставников церковных, таких, которые по своей учености стояли бы высоко и могли бы быть особенно
полезными в нуждах церкви (Pachym. Hist. I. P. 283). Напомним, что Акрополиту было в это время лишь 48 лет и
совсем недавно он возглавил высшую императорскую школу. Вероятно, популярность Акрополита, вызвавшая
настороженность патриарха, и побудила Германа к поискам более подходящей кандидатуры для обучения
клириков. Таким образом, в 1266 г. была вновь открыта патриаршая школа ои; коицеѵико;ѵ оиоаакойеюѵ во главе
с Оловолом, получившим титул ритора. Как сообщает Пахимер, школа располагалась в сиротском доме при
церкви апостола Петра, основанном еще Алексеем Комнином. Она предназначалась для сирот и детей небогатых
родителей. Здесь они обучались грамоте и счету.
В похвальном слове Михаилу VIII Оловол пишет о стремлении императора поощрять высшее
образование и подчеркивает, что отныне в империи хорошо изучают грамматику, поэзию, тонкости метрики.
Риторика стала всеобщим искусством и знакома многим. Изучаются «Органон» Аристотеля, арифметика,
геометрия, физика. Возможно, Оловол имел в виду прежде всего предметы, которые преподавали в патриаршей
школе. Это косвенно подтверждает и поэма его ученика Фомы Горианита, где он говорит об изучении у Оловола
«Органона» 27. Оловол вел занятия в школе около шести лет, пока его оппозиция к унии не стала причиной
нового заключения, продолжавшегося до смерти Михаила VIII в 1282 г. После освобождения он, вероятно,
продолжил работу в патриаршей школе.
В этом учебном заведении преподавал и Григорий Пахимер, автор известной истории правления
Палеологов. Кроме того, его перу принадлежат сочинения, имеющие отношение к преподаванию: сколии к
Гомеру, прогимнасмы по модели Афтония, 13 речей. Среди его математических трудов — парафраза
«Арифметики» Диофанта и «Квадривиум», использовавшийся в качестве учебника и итальянскими гуманистами.
Он написал также краткое изложение философии Аристотеля, парафразы сочинения Псевдо-Дионисия
Ареопагита, ряд богословских сочинений, сколии к псалмам. Таким образом, круг интересов Пахимера очень
широк.
О дальнейшей судьбе патриаршей школы известно немного. С середины XIV в. ее возглавил Феодор
Мелитениот, имевший титул оиМакойос тсо;~ѵ оЧоаакбйсоѵ. Труды Феодора, как и сочинения его
предшественников, свидетельствуют о том, что учителя духовных учебных
Fuchs F. Die hôheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig; B. 1926. S. 67—68.
26 Подробнее о судьбе Оловола см.: История Византии. М. 1967. Т. 3. С. 222; TreuM. Holobolos // BZ.
1896. Bd. V. S. 538—559.
27 Constantinides С. N. Ор. cit. Р. 56.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|