 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 248
{373} риод 66. Большое сходство ранних и поздневизантийских текстов показывает, что эта наука была, вероятно,
достаточно статична 67.
Развитие химических знаний в Византии шло в двух направлениях: с одной стороны, это алхимические
доктрины, связанные с общей герметической картиной мира, с другой — технические традиции ремесленного
искусства, которыми всегда славилась империя (практика работы с металлом, стеклом, ювелирное искусство,
живопись). Однако оба эти направления развивались изолированно. Знания и опыт, накопленные ремеслом,
никогда не были предметом внимания ученых. Этому в значительной мере способствовало и предубеждение к
ремесленному труду, будто бы недостойному образованного человека, по мнению подавляющего большинства
ученых, принадлежавших к правящему классу 68.
Наука в Византии была рафинирована. Она развивалась изолированно от жизненной практики и опыта.
Лаборатории алхимиков никогда не представляли интереса для византийских ученых, которые ограничивали
себя редакцией теоретических трактатов о превращении элементов. Это обстоятельство и послужило причиной,
что столь высокая цивилизация, как византийская, не смогла создать опытного и экспериментального методов,
которые произвели переворот в науке и которые были созданы в Западной Европе. Роль алхимии была здесь
особенно велика. Именно в лабораториях алхимиков следует искать начало методического применения
экспериментального опыта — основы науки нового времени. Не случайно крупнейшие западноевропейские
ученые (Альберт Великий, Роджер Бэкон, Парацельс и др.) занимались алхимией. Их труды предшествовали
физическим опытам Галилея и Ньютона 69.
И все-таки, несмотря на то что поздневизантийская наука во многих своих чертах еще не достаточно
исследована, мы можем выделить те характерные приметы времени, которые позволяют поставить ее в общий
гуманистический контекст культуры палеологовского периода. Уже обратившись к рукописям того времени,
можно констатировать не только наличие их необычно большего числа (это обстоятельство было связано также и
с широким распространением бумаги в этот период), но и то, что рукописи сочинений одних античных авторов
— это древнейшие сохранившиеся кодексы, рукописи трудов других — лучшие версии текстов, и это не
случайность 70.
Античная культура, эндемичная для Византии, переживала процесс усиленного изучения. Это было
время интенсификации контактов с культурой античности, контактов, скорее не прерывавшихся полностью, чем
вновь открытых 71. В науке палеологовского времени языческое и христианское образуют известный симбиоз,
названный Хунгером «христианским гуманизмом греческого толка» 72. При этом речь шла уже не о простой {374}
рецепции духовного богатства античности, как это было обычно для средневековья до XII в., но о духовной
дискуссии с нею. Попытка переосмысления достижений античной культуры и превращение их в фактор
мировоззрения являются идейной основой византийского гуманизма 73.
Неудивительно и то обстоятельство, что ни один из выдающихся поздневизантийских ученых не
принадлежал к партии паламитов. Печальный конец Никифора Григоры свидетельствует о том, сколь велика
была ненависть исихастов к представителям гуманистической культуры.
Весьма примечательны для этого времени все расширявшиеся контакты с культурными ценностями
других народов, засвидетельствованные появлением большего количества переводов, прочно вошедших в
поздневизантийскую науку. Нельзя сказать, что это явление было совершенно новым для Византии — еще в XII в.,
к примеру, перевод астрономического трактата Абу Ма шара был очень популярен и лег в основу поэмы Иоанна
Каматира 74; известны пере-
Многие из них опубликованы в указанном в предыдущем примечании издании М. Бертело. Taylor F. Survey
of Greek Alchemy // JHS. 1930. Vol. 50. Р. 111.
68
Stephanides M. Les savants byzantins et la science moderne. Renaissance et Byzance // Archeion. 1932. Vol. XIV, N 1.
P. 495.
6790 Ibid. Р. 494.
7701 Hunger H. Von Wissenschaft und Kunst... S. 124—125.
71 Sevcenko I. Théodor Metochites, Chora et les courants intellectuel de l'époque // Art et société à Byzance
sous les Paléologues. Venise, 1971. Р. 15.
72 Hunger H. Von Wissenschaft und Kunst... S. 136.
73 Медведев И. П. Указ. соч. С. 160.
74 Шангин М. А. Ямбическая поэма Иоанна Каматира «О круге Зодиака» по академической рукописи
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|