 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 233
еще само собой разумеющимся, слова «дипломат» и «переводчик» были синонимами 31, позднее появилась
особая специальность переводчика, а в поздневизантийское время услуги специального переводчика, по-
видимому, снова оказались излишними.
Круг вопросов, которые приходилось решать византийской дипломатии в этот период, был, несмотря на
обилие дипломатических связей, довольно ограниченным. Из 245 внешнеполитических актов византийского
правительства в период от Мануила II Палеолога до Константина XI, отраженных в источниках и
зафиксированных в «регестах» (сообщаемых историками и хронистами сведениях о различных посольствах, а
также подлинных документах официального характера, вышедших из императорской канцелярии), по крайней
мере 80 имели своей непосредственной целью добиться от различных государств в той или иной форме помощи
против турецкой угрозы. Если к этому присовокупить около 50 внешнеполитических актов, относящихся к
созыву униатского собора и заключению унии, конечной целью которых, с точки зрения греков, было также
получение от Латинского Запада помощи против турок, и 35 упоминаний о посольствах к турецкому султану для
урегулирования отношений, то можно еще раз убедиться, что турецкий вопрос определял всю дипломатическую
деятельность византийского государства указанного периода. Формы и размеры помощи, испрашиваемой
византийцами, зависели от того, к какому государству они обращались.
Казалось бы, наиболее естественным союзником Византии должны были стать страны православного
мира, и в источниках действительно можно {352} найти следы того, что византийский патриархат в середине XIV
в. вынашивал планы если не «православной круазады», основой которой должен был стать международный
исихазм 32, то по крайней мере обширной оборонительной лиги. Времена переменились — торжествовал
трезвый, реалистический взгляд на империю: политический ее авторитет упал; по мнению Д. Оболенского,
«византийское сообщество государств» после 1282 г. сохранялось лишь как религиозное (православное) единство
33. Именно Михаил VIII, восстановитель империи, столь много сделавший для ее расширения и спасения, впервые
прибегнул к таким трем новым дипломатическим акциям, которые уронили и его авторитет среди подданных, и
значение Византии как оплота православия среди единоверных стран. Эти акции: заключение унии церквей в
1274 г., опора на наемные отряды татар-язычников, используемых в борьбе с христианами, и выдача замуж за
татарского хана Нотия собственной (хотя и незаконной) дочери. Исихастский патриарх Филофей Коккин сделал
немало для внутренней консолидации православной церкви, для укрепления приверженности балканских
народов, народов Руси, Сирии и Египта идеалам православия. И тем не менее весь ход событий на Босфоре
показал беспочвенность тех надежд, которые возлагались на «политический исихазм» как унифицирующий и
консолидирующий принцип также и в политической сфере. Несмотря на все свое конфессиональное единство,
православный мир, лишенный прочных экономических связей, не смог объединиться политически и встать на
защиту Константинополя. Защищали его в последнюю минуту (и притом хорошо, не жалея жизней!) столь
ненавистные византийцам латиняне-схизматики, ибо, отстаивая византийскую столицу, они тем самым
защищали и свои торговые привилегии.
Понимая это, византийцы наибольшие надежды возлагали, как об этом говорится в одном патриаршем
документе, адресованном митрополиту Киевскому и великому князю всея Руси и другим князьям, на
христианскую Европу (ММ. II. Р. 360). От русских фактически ждали только e;'Xen^o (7uvr|v, милостыню, причем
под словом «милостыня» всякий раз понималась денежная поддержка — единственная помощь, которую
Византия получала из далекой Москвы. Отсутствие прочных связей Византии с Русью по государственной линии
объяснялось не только внешнеполитическими причинами, обусловившими на столетие (с середины XIII до
середины XIV в.) почти полное прекращение всяких отношений, но также тем, что русские князья и в XI—XII ее.
не были слишком тесно связаны с «семьей государей», которые толпились вокруг византийского императора как
главы христианской ойкумены. Тем более это характерно для XIV и XV ее., когда перемещение центра тяжести
русской экономической и политической жизни на север проложило зону торговой, экономическо-политической
и военной
31 Kûppiç К. П. Op. cit. E. 112.
32 Nastase D. Le mont Athos et la politique du patriarcat de Constantinople, de 1355 à 1375 // Ei3u. ueiKia.
1979. T. 3. E. 121—177.
33 Obolensky D. The Byzantine Commonwealth: Eastern Europe, 500—1453. 2-е ed. L., 1982. P. 45.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|