 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 224
честна Айвы, протосеваста Перца, господина Тмина и других сановников. Господину Луку удается доказать
несостоятельность обвинения. За ложный донос Виноградная Лоза должна подвергнуться наказанию, суть
которого излагается василевсом: «Я проклинаю тебя, да возрыдаешь, и постановляю на вечные времена: на
кривой хворостинке будешь ты висеть, ножи будут тебя резать и мужчины топтать, и кровь твою будут они пить,
и от того захмелеют, и не будут видеть, {339} что они делают; и будут они болтать несвязные словеса, всяческую
несуразицу, словно бы твоя кровь навела на них порчу, Лоза, и будут они шататься, опираясь о стены, от одного
хлева до другого; и валяться будут они, как осел валяется по траве, и, падая, заголять себе зады. На улицах будут
они дрыхнуть, в грязи гваздаться, свиньи будут их обнюхивать и кошки облизывать. И бороды у них вылезут, и
куры будут их клевать, они же и не почуют по причине крови твоей, о лживая Лоза!» (Памятники. IX—XIV. С.
410).
В «Псарологе» («Рыбослове») под председательством василевса Кита разбирается дело жалкой Макрели,
обвиняемой в заговоре. Для Кита виновность Макрели несомненна, объявляется приговор: обрить бороду,
отправить в ссылку. Рыбы одобряют приговор и славят Кита.
Наиболее интересная и, пожалуй, наиболее «византийская» из басен — это басня «Житие Осла»
(несмотря на очевидное отличие в ней западных моделей для главных образов и ситуаций). В басне простота и
доверчивость Осла, сбежавшего от жестокого хозяина, противопоставляются хитрости и лицемерию Лисы и
Волка. Отправляясь на Восток в поисках судьбы, Волк занимает на судне место капитана. Лиса — кормчего, а Осел
— гребца. Лиса рассказывает об ужасном сне, предвещающем кораблекрушение, и звери спешат исповедаться
перед смертью. Отпустив друг другу тяжкие грехи, Волк и Лиса дают обет принять постриг на Святой горе. Осел
старается вспомнить свои прегрешения: да было такое — как-то, голодный и обессиленный, он позволил себе
съесть в хозяйском саду листочки салата, за что был жестоко наказан. Исповедь, по сути, превращается в суд, где
каждое слово записывается, а прегрешения Осла оцениваются по статьям номоканона. Выносится приговор:
выколоть глаз, отрубить руку, наконец, повесить. В критический момент, как и полагается простодушному, но
смекалистому герою народной сказки, Ослу удается перехитрить злодеев. Он объявляет о том, что его копыто
содержит магический дар, приобщиться к которому можно, лишь совершив молитву. После того как Осел
заставляет Волка многократно повторить «Отче наш», он сильным ударом копыта сбрасывает Волка в воду, туда
устремляется и Лиса. Враги за бортом. Хвала Ослу-победителю.
Воображение сказочников, баснописцев, оптимизм народной литературы могут вывести к
благополучному концу из самых безнадежных положений. В жизни так не бывает. Надежда на чудо, способное
отвратить врага, взявшего в кольцо византийскую столицу, не сбывается.
Великая скорбь, вызванная падением Константинополя, выливается во всенародный плач, общегреческий
тренов. Одной из главных тем литературы на долгие годы становится плач по Царьграду, облекаемый в
поэтическую и прозаическую формы, в поэмы и стихи, диалоги и монологи. Это и анонимная поэма,
изложенная в 118 строках «Плач по падению Константинополя», и поэма в 1045 строк «Взятие Константинополя»,
ошибочно приписываемая Эммануилу Георгиле, это и стихи «Жалоба св. Софии» и «Захват Константинополя»,
«Плач по героической смерти Константина Палеолога» и многое другое.
В литературном потоке, переполненном чувством безысходной скорби и отчаяния, звучат редкие ноты
надежды, веры в возрождение поверженной и поруганной родины, из чего со временем родится главный —
национально-патриотический — пафос новогреческой литературы. {340}
14
Дипломатия поздней Византии
(XIII—XV ее.)
Соотношение дипломатических и военных функций как средств достижения внешнеполитических целей
зависело в целом в поздней Византии от тех же факторов, которые, как и
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|