 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 186
войну за престол, завершившуюся вступлением его войск в Константинополь 27. Впрочем, борьба нового василевса
с приверженцами династии Палеологов вскоре возобновилась и закончилась в 1354 г. при участии народных масс
28 свержением Иоанна Кантакузина, который провел остаток своей продолжительной жизни в монастырях
столицы, Афона, Пелопоннеса, участвуя иногда в дипломатических переговорах, терпя порой лишения и теряя
родных 29.
«Истории» Иоанна Кантакузина охватывают в основном период его активной политической
деятельности — с 1320 по 1356 г., касаясь спорадически и более позднего времени (до 1362 г.). Провозглашая,
подобно другим поздневизантийским историографам, принцип «истины» как закона для историка (Cant. I. Р.
10.7; II. Р. 12.3; 368.21—369.3; 370.8; 450.2—9; III. Р. 8.6; 364.7—9), автор, скрывающийся под псевдонимом Христодул,
на самом деле столь же далек от объективизированного рационализма Акрополита, сколь и от гуманистической
уравновешенности в оценках Григоры. Кантакузин предельно субъективен; он сосредоточен на себе, своих
деяниях и замыслах.
Чрезвычайно интересны результаты анализа лексики Иоанна Кантакузина: наиболее частыми являются
термины, обозначающие прибыль, пользу, денежную выгоду (кероос, ^иоите^еиѵ), а также страх и обман 30. {286}
Как литератор Иоанн Кантакузин следует стилю Фукидида, заимствуя подчас описания целых эпизодов,
как, например, знаменитой чумы 1348 г. 31 Однако такая сюжетная «цитата» использована поздневизантийским
историком так, что повествование актуализируется личным свидетельством автора — современника событий.
Описание общеполитического положения империи, теснимой турками и сербами, зависимой от
итальянцев, картина упадка экономики и финансов составляют фон, на котором разыгрывается борьба
политических группировок 32. Пружиной многих политических движений автор считает человеческую зависть
(фФбѵос).
Противниками Кантакузина в его борьбе со сторонниками Иоанна V Палеолога были не только
приверженцы законного василевса (императрица Анна, Алексей Апокавк и др.), но и народ (5г|;~цос) (Ibid. III. Р.
255.9—11; 284.23—285.2; 290.6—291.2; 304.17.—305.3; 305.23— 306.5): «Не только в Византии, но и в других городах
толпы народа вверились новому василев-су». «Народ» — одна из наиболее активных действующих сил в
«Истории» Кантакузина 33 (Ibid. I. Р. 518.20; III. Р. 277.16—17; ср.: I. Р. 476.20 и др.). Этот термин у него не просто
«население» (социально нейтральное). Он не тождествен в понимании историка и понятиям, обозначающим
«толпу» или «массу» (о;'; х^ос — Ibid. II. Р. 12.22, или л1г|;~Фос — Ibid. II. Р. 16.3— 4), а является социально-
политической категорией (Ibid. I. Р. 271; II. Р. 176.10—11; III. Р. 34.7; ср. II. Р. 576. 8 сл.; II. Р. 545.2 сл.) 34. Народ у
Кантакузина включает в себя как ремесленников, так и солдат и даже купцов; всех их объединяет враждебность к
«динатам» в условиях социально-политического кризиса в империи и гражданской войны. По сравнению с
произведениями исторической мысли XI — начала XIII в., где (будь то у Пселла, Евстафия или Никиты Хо-ниата)
серьезное внимание уделяется подчас массовым движениям, труд Иоанна Кантакузина представляет новый этап в
социально-политической конкретизации и терминологизации пони
Dôlger F. Johannes VI Kantakuzenos als dynastisher Legitimist // Параопора. Ettal. 1961; S. 194—207.
28 Франчес Э. Народные движения осенью 1354 г. в Константинополе и отречение Иоанна Кантакузина // ВВ.
1964. Т. 25. С. 144 и след.; Matschke К.-Р. Fortschritt und Reaktion in Byzanz im 14. Jh. В., 1971.
S. 12997 ff.
29 МаксимовиЬ Л. Политична улога Иована Кантакузина после абдакащие (1354—1383) // ЗРВИ. 1966.
Кн. 9. С. 121 и сл.; Nicol D. М. The Abdication of John VI Cantacuzene // BF. 1967. Bd. 2. S. 269—283.
30 Kazhdan A. P. EHistoire de Cantacuzène en tant qu'oeuvre littéraire // Byz. 1980, Т. 50. P. 294 sq.
31 Hunger Н. Thukydides bei Johannes Kantakuzenos. Beobachtungen zur Mimesis // JÔB. 1976. Bd. 25.
S. 185; Miller T. S. The Plague in John VI Cantacuzenus and Thucydides // Greek. Roman and Byzantine
Studes. 1976. Vol. 17. P. 393 sq.
32 Ср.: Teoteoi Т. La conception de Jean VI Cantacuzène sur l'état byzantin, vue principalement à la lumière
de son Histore // RESEE. 1975. Т. 13. Р. 167—185.
33 Weifi G. Joannes Kantakuzenos — Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mônch — in der
Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jahrhundert. Wiesbaden, 1969. S. 70 ff.
34 Ср.: Brâtianu G. I. «Democratie» dans le lexique byzantin à l'époque des Paléologues // Мегш^! L. Petit.
Bucarest, 1948. Р. 36.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|