 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 183
Снова время в истории греческой исторической мысли становится субстанцией, самостоятельной, активной
категорией бытия.
Вместе с тем вряд ли следует отождествлять миропонимание Пахимера с европейскими
гуманистическими представлениями о месте человека в мире: ему чуждо совмещение монашеского послушания
(тг|;~ иоѵа%'кг|;~;.) ло)атеиа;.), кротости и смирения (лрабтгпл. каи;' оикаиоаи;' ѵп) с «человеческими
добродетелями» (тг|;~с каФа;'; 'ѵФршлоѵ а; реп|;~с) светского общения и свободного поведения (Ibid. 1. Р. 304. 11—
12) 8. Еще в XI в. Пселлу такое сочетание представлялось привлекательным в образе монаха Ильи 9. Да и основная
движущая сила истории — божественный Промысел (лрбѵоиа), судьба, хотя и совпадают в своем словесном
облике с аналогичными античными божествами, предстают у Пахимера в полном соответствии со средневековым
христианским мировоззренческим этикетом в виде внешней трансцендентной силы — высшей неотвратимой
необходимости.
Воплощением принципов гуманистических тенденций в историографии поздней Византии может
считаться «Ромейская история» крупнейшего ученого, философа, эрудита Никифора Григоры (нач. 1290-х годов
— ок. 1360) 10. Родившийся в Ираклии Понтийской, он обучался в Константинополе логике и риторике у
патриарха Иоанна Глики, а философии и астрономии — у виднейшего византийского гуманиста Феодора
Метохита. Это во многом предопределило его судьбу — судьбу ученого, литератора и творца, автора
многочисленных научных и литературных произведений. Не достигнув и 30 лет, Григора оказался в центре
интеллектуальной и религиозно-политической жизни столицы, войдя в круг самых приближенных людей
императора Андроника II Палеолога. Он выступал здесь в роли влиятельного советника, посла, учителя, ритора.
При {282} Андроника III он принял активное участие в догматических дебатах, особенно страстно проявляя себя в
антилатинской полемике. С изменением политической ситуации после утверждения власти Иоанна Кантакузина
Григора был заточен в 1351 г. в монастырь Хоры, где находился вплоть до воцарения Иоанна V Палеолога (1354 г.).
В последние годы жизни Григора продолжал активную, хотя и не всегда успешную полемику как с па-ламитами,
так и с экс-императором, ставшим также монахом.
В отличие от приверженца Аристотеля Пахимера Григора следовал идеям Платона 11. С этих позиций
эллинского классицизма он противился сближению с Западом — в эпоху, последовавшую за Лионской унией
(1274 г.) Вместе с тем его философский номинализм с трудом уживался с мистикой восточного монашества, и
антипаламитская направленность полемики Григоры имеет поэтому не только церковно-политические, но и
глубокие философско-гносеологические корни 12.
Научные и философские воззрения гуманиста нашли свое отражение и в одном из самых объемных
трудов византийской историографии — его «Ромейской истории», охватывающей период с 1204 по 1359 г. Первая
часть труда, повествующая о событиях до 1320 г., соответствует сюжетам хроник Георгия Акрополита и Пахимера
13, вторая же, во многом автобиографичная, представляет собой мемуары, в значительной мере посвященные
борьбе с Григорием Паламой. Если в оценке значимости истории Акрополит подчеркивал прежде всего
необходимость объективного изложения последовательного хода событий с их рационалистическим
осмыслением, а Пахимер воспринимал историю как своего рода высший суд и источник истины в оценке
совершенных людьми деяний, то Григора выделяет нравственную концепцию истории: она — «живой и
говорящий голос» (Greg. I. Р. 4. 12), хранительница прошлого и наставница в жизни, позволяющая предвидеть и
будущее (Ibid. I. Р. 4. 13—15; 5. 5—7). Примечательно, что прогностические функции историографии выходят в
византийской философии ис-
8 Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV—XV ее. Л., 1976. С. 29.
9 См.: Любарский Я. Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. М., 1978. С. 74 и след.
10 Указываются и иные даты жизни историка (ок. 1295—1361); см.: Guilland R. Essai sur Nicéphore
Grégoras. Ehomme et l'oeuvre. Р., 1926. Р. 4; Van Dieten J.-L. Entstehung und Ûberlieferung der Historia
Rhomaike des Nikephoros Gregoras. Kôln, 1975. S. 1—2.
11 Guilland R. Op. cit. Р. 82.
12 Beyer H-V. Nikephoros Gregoras als Theologe und sein erstes Auftreten gegen die Hesychasten // JÔB.
1971. Bd. 20. S. 171 ff.
13 Van Dieten J.-L. Op. cit. S. 12 ff.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|