 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 140
торгово-купеческой верхушки Византии в ходе гражданской войны так и не прозвучал. Феодальная аристократия
все более решительно вторгалась в сферу торговли и ростовщичества.
В деревне усиливалось господство землевладельцев над бедневшими, разорявшимися крестьянами,
которых они нередко отселили поближе к своим городским центрам и владениям. Пример такого «нового»,
переживавшего подъем во второй половине XIV в. центра, как столица византийской Морен Мистра, показывает,
что его торгово-ремесленное население совершенно не выступало в источниках в качестве сколько-нибудь
самостоятельного слоя в социальной и общественно-политической жизни города 36. Среди городских
ремесленников не только возрастает число частных и монастырских париков: обедневшие мастера все чаще
работают на заказ. В городах увеличивается прослойка «работающих по найму», выступления которых становятся
характерными для конца XIV в. Однако это были волнения не наемных рабочих типа флорентийских чомпи, а
«наймитов» — профессиональных поденщиков, дневной заработок которых был в три раза меньше нищенской
оплаты флорентийских чесальщиков шерсти 37.
Нельзя не связывать с глубокими изменениями в положении массы прежде благополучного слоя
горожан те сдвиги, которые происходили в их общественно-политической идеологии. Дело не только в
распространении пессимизма и безысходности. Социальные условия Византии неуклонно подготавливали
победу паламизма и исихазма. Силы противников Пала-мы слабели. На соборе 1351 г. его учение было объявлено
каноническим. Начались гонения на антипаламитов, подавлялись всякие элементы рационализма в
ортодоксальном православии. Как уже было сказано, известная часть византийского купечества, после
гражданской войны отчаявшаяся в возможностях укрепления своего положения, не только выступала в качестве
младших партнеров итальянцев, но и переселялась в их владения, принимала их подданство. Точно также часть
антипаламитски настроенного духовенства и светских деятелей склонялась к идеям {215} западного рационализма
и примирению с католичеством. Фактически уже после гражданской войны в Византии постепенно начало
оформляться три основных направления: паламитское (т. е. ортодоксально-православное, господствующее),
латинофильское и (в зародыше) туркофильское.
Внешнеполитическое положение Византии после гражданской войны не вселяло сколько-нибудь
радужных надежд. Уже в 1346 г. Стефан Душам провозгласил себя «царем сербов и греков». Вместе с окончанием
гражданских войн закончилась и история Византии как суверенного государства. Ее западные владения оказались
под властью сербов, восточные стали жертвой турецкой экспансии, а на островах и в самом Константинополе
хозяйничали генуэзцы и венецианцы. Наступил последний этап истории империи 38.
Попытки Кантакузина несколько ограничить привилегии генуэзцев Галаты закончились позорным
разгромом византийского флота и новыми уступками иноземцам. Путь прямого дробления страны на уделы,
которые Кантакузин раздал своим сыновьям (Матфею — Фракию, Мануилу — Мерею), не привел к упрочению
власти центрального правительства. Уже в ходе гражданской войны Кантакузин использовал в качестве
союзников силы сельджуков, а в последние годы и османов. Он первым из византийских императоров, нуждаясь в
постоянной помощи мусульманских правителей, выдал за одного из них свою дочь. Кантакузин первым стал
селить турок-османов в качестве постоянной военной силы в балканских владениях Византии.
Однако ситуация к середине XIV в. существенно изменилась. Ослабленные непрерывной борьбой с
латинянами сельджукские эмираты не могли воспрепятствовать постепенному превращению османов в главную
военную силу в Малой Азии. Османское государство быстро развивалось и укреплялось. «Восприняв
сложившуюся до них рентную основу, османы смогли, используя силу государства, ускоренными темпами
сформировать собственный феодальный класс, многочисленный слой военных феодалов на основе тимарной
системы, тимаров, полу-
36 Там же.
37 Сметанин В. А. Особенности городского ремесла в Византии XIII—XV ее. и восстание наемных работников в
Константинополе в 1372—1373 гг. // Средневековый город. 1981. Вып. 6. С. 135; Курбатов Г. Л., Рутенбург В. И.
Зилоты и чомпи // ВВ. 1969. Т. 30.
38 История Византии. Т. 3. С. 286.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|