 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 139
тельно. Византия превратилась во второразрядную балканскую державу, находившуюся, как писал Кантакузин,
«в пренебрежении у соседей».
Было бы, вероятно, опрометчиво предполагать, что исход гражданской {213} войны мог бы быть
существенно иным и что упадок империи был обусловлен лишь победой Кантаку-зина и его сторонников.
Подлинная трагедия Византии заключалась в том, что к середине XIV в. не сложилось объективных предпосылок
для преодоления феодальной раздробленности и развития тенденции к централизации на новой основе.
Поэтому вряд ли справедливо оценивать успех кантакузинистов как победу феодальной реакции. В
действительности в империи, как в той или иной мере во всех балканских государствах, в эту критическую для их
судеб эпоху еще не завершился самый процесс феодальной раздробленности, происходило его дальнейшее
закономерное углубление 32. Общественно-политические силы, выступавшие против де-централизаторских
тенденций, не представляли собой социально новых структур. Это была по своему характеру «старая» служилая
знать, цеплявшаяся за остатки прежних привилегий, восходивших к XI—XIII ее. Ее ослабление было
закономерным, и не случайно она шаг за шагом сдавала свои позиции в ходе гражданской войны. Может быть,
больше оснований говорить об иных факторах — о тех, которые укрепляли позиции аристократии, в частности
об уже упомянутом растущем внешнем спросе на сельскохозяйственную продукцию, увеличении доходов
феодальной знати, укреплении ее экономических и политических позиций в городах, о затруднениях
центральной власти в связи с ухудшением внешнеполитической обстановки. Нет достаточных доказательств того,
что в канун гражданской войны складывались предпосылки для убыстрения процесса социально-общественной
консолидации торгово-купеческой верхушки, самих горожан, большая часть которых в начале войны
поддерживала правительство. Новые исследования показывают, что нет оснований рассматривать жХоѵогог,
жАоѵтоѵѵтес византийского общества этого времени как специфическую торгово-предпринимательскую
верхушку. Равным образом под этим термином скрывались и «богатые», «новая знать», сколотившая свое
состояние на государственной службе, т.е. служилая знать в отличие от наследственной родовитой земельной
аристократии — а;'; рготог.
Иначе говоря, понятие жАоѵогог не может быть отнесено только к торгово-купеческой
предпринимательской верхушке как особому слою общества. Термин свидетельствует скорее о тесной связи этой
группы и определенной ее близости со служилой знатью — «новыми богатыми» 33.
Нельзя, по-видимому, переоценивать и степень консолидации и самостоятельности «средних» —
«месой», которые в византийском городе представляли собой широкий, но разнородный слой граждан «среднего
достатка»: торговцев, богатых ремесленников, чиновников и клириков, представителей интеллигенции.
Источники дают основание считать, что в ходе гражданской войны этот слой не укреплялся, а, напротив, слабел,
размывался, несмотря на его весьма важную роль в поддержании высокого уровня жизни города и его культуры
34. «Месой» почти не упоминаются в источниках конца XIV—XV в. Как показывают события гражданской войны,
они не только в начале войны занимали неустойчивую, колеблющуюся позицию, но и в ходе ее все более явно
склонялись к компромиссу, {214} к примирению с местными феодалами. С этой точки зрения представляется
правильным вывод, что «в поздней Византии городское торгово-ремесленное население так и не
консолидировалось в сплоченное и влиятельное сословие горожан....» 35. Источники свидетельствуют о растущей
связи городского купечества с местной феодальной знатью, усилении его зависимости от нее. Некоторая часть
«месой» превратилась в своего рода «своих купцов» магнатов. Гражданская война нанесла серьезный удар по их
благополучию, как и по положению масс торгово-ремесленного населения. Для авторов этого времени огщос
(«народ») — это «бедные» (леѵг|тес), а византийское общество все более отчетливо делилось на а;'; рготог
(богатых и знатных аристократов) и «остальных». Характерно, что даже близкие к «средним», сочувствующие им
авторы не говорят об их правах. Они лишь взывают к аристократии о снисхождении и милостивом отношении.
Собственный голос
История Византии. Т. 3. С. 106.
Максимовип Л. «Богаташи» Алексща Макремволита // ЗРВИ.1980. Т. 20. С. 108—111. История
Византии. Т. 3. С. 310.
Медведев И. П. Мистра: Очерки истории и культуры поздневизантийского города. Л., 1973.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|