 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 107
Италии и уже в 1175 г. приблизил к себе рыцаря из Прованса Раймбаута Вакейрасского, впоследствии
виднейшего трубадура латинской Греции. При дворе Бонифация в Монферрате находились и другие мастера
куртуазной лирики, такие, как Нейро Видаль и Гаусельм Файдит. На Востоке окружение Бонифация составляли
Раймбаут, Элиас Кайрель и Гийом де Салоник — известные и прославленные трубадуры.
Раймбаут Вакейрасский был личным другом Бонифация. Его средневековая биография («вида»)
сообщает, что он был сыном бедного рыцаря, подвизался жонглером у принца Оранского Гийома IV де Бо, затем
отправился в Монферрат, где получил признание поэтического дара и заслужил почет. По преданию, во время
похода Бонифация, возглавившего один из отрядов войска императора Генриха VI, в Южной Италии в 1194 г.
Раймбаут спас жизнь своему покровителю и затем, сопровождая его во время Четвертого крестового похода, стал
рыцарем, получив большие земли и доходы в Фессалоникском королевстве, где он и окончил свои дни. «Вида»
описывает и галантные приключения Раймбаута, влюбленного (небезответно) в сестру маркиза красавицу
Беатриче, которой он посвятил немало кансон, называя свою даму по обычаю трубадуров сеньялем «Прекрасного
шевалье» 41. В «Песне о величии и непобедимости любовного чувства» Раймбаут обращается к ней:
На Беатрис из Монферрата эта Кансона льется
вашей славе вслед, Скрывая лучезарный ваш
портрет Под позолотой каждого куплета.
(Пер. А. Наймана) {164}
«Вида» Раймбаута, передавая дух эпохи и характерные черты творчества трубадура, не лишена
биографических неточностей. В частности, не бесспорно дворянское происхождение Раймбаута; вероятнее всего,
он был жонглером не у Гийома IV, а у его брата Гуго де Бо в 1188—1189 гг. Доказано, что Раймбаут был посвящен
в рыцари еще в 1194 г., что Беатриче являлась вовсе не сестрой, а дочерью маркиза, той самой, что после его
смерти так покровительствовала трубадурам. Наконец, сомнительно отождествление Беатриче с «Прекрасным
шевалье», сеньялем какой-то из знатных дам Монферрата.
Раймбаут родился в Вакейрасе (Воклюз) ок. 1155 г., а умер между 1205 и 1207 гг., а возможно, был убит,
как и Бонифаций, в битве с болгарами в 1207 г. 42 Как поэту Раймбауту принадлежат уникальные жанровые
опыты: он создавал кансоны, эстампиды, стихотворные послания, многоязычный дескорт. Его стихи
разнообразны по формам выразительности и ценились за изысканность и красоту.
Творчество Раймбаута ценно еще и тем, что дает представление о взглядах и настроениях крестоносцев.
Он участвовал в боях 1203 г., при взятии Константинополя в 1204 г. был ранен, видел соперничество Бонифация
Монферратского с только что избранным императором Балдуином Фландрским, отразил недовольство части
рыцарей праздностью Балдуина, ничего не предпринявшего для немедленного продолжения крестового похода к
первоначальной его цели. Свою позицию Раймбаут излагает в «Совете императору», написанном в
Константинополе летом 1204 г. Трубадур обвиняет Балдуина I в бездействии и нерешительности, в том, что тот
всецело действует по указке ближайшего окружения и, проводя дни в дворцовой роскоши, наслаждаясь банями,
не предпринимает ничего для исполнения обета и освобождения Гроба Господня от неверных. Осуждая, так же
как и Гуго де Брежиль, но еще более резко, изнеженную жизнь в столице, Раймбаут предрекает войну со всеми
окружающими народами: «влахами» и куманами (т. е. болгарами и половцами), русскими и турками,
«неверными» и персами, объединившимися с греками. И тогда латиняне потеряют все, что было завоевано.
Обвинением императора и его войска звучат слова Раймбаута о сожженных церквах и дворцах, ставших юдолью
греха как для клириков, так и для мирян. Раймбаут предлагает Балдуину (человеку
Boutière J., Schutz A. H. Biographies des troubadours. Textes provencaux des XIIIe et XIVe siècles. Р.,
196442. Р. 447—449.
42 Linskill J. Ор. cit. Р. 3—37; Hopf К. Bonifaz von Monferrat der Eroberer von Konstantinopel und der Troubadour
Rambaut von Vaqueiras. В., 1877; Crescini V. Rambaut de Vaqueiras et le marquis Boniface I de Monferrat. Toulouse,
1901; Fassbinder K.. Der Trobador Raimbaut von Vaqueiras // Zeitschrift fur Romanische Philologie. 1929. Т. 49. Р. 129—
190, 437—472; Riquer M., de. Los trouvadores. Historia literaria у textos. Barcelona, 1975. Т. 2. Р. 811—815.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|