 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 96
одного из лучших исследователей зодчества Кипра — К. Энлара, во второй половине XIV в. наблюдается общее
огрубление архитектуры. Готический стиль лишается гармонии и выразительности (церкви Бедестан в Никосии,
свв. Петра и Павла в Фамагусте). В конце XIV — начале XV в. происходит даже частичный возврат к конструкциям
и декоративному оформлению романского стиля 8.
На этом фоне эволюции собственно западной церковной архитектуры происходит ее сближение с
византийскими традициями, которые сохранила кипрская деревня. Однако и сельские храмы, в свою очередь,
восприняли отдельные элементы готики. Иногда они сознательно внедрялись феодальным сеньором, иногда
перенимались механически, как, например, стрельчатые арки, готические профили окон. Это не меняло
прежнего стиля, но придавало постройке большую нарядность.
Франко-византийский стиль до конца не оформился на Кипре в XIII— XV ее. Существовала амальгама, не
объединенная новой общей идеей. Возможно, одним из препятствий на пути к созданию более гармоничной
архитектуры, помимо идейных разногласий и недостатка средств с конца XIV в., было отсутствие на Кипре
хороших камнерезов — об этом свидетельствует невысокое качество декоративной скульптуры и орнаментов 9.
Но если на Кипре все же имелись чистые образцы высокой европейской готики, то в других районах
Романии не наблюдалось и этого. Раннеготические церкви Греции были чрезвычайно просты по замыслу и бедны
по исполнению. Большинство из них плохо сохранилось. Это довольно большие, прямоугольные в плане
базилики, однонефные, без трансепта (церковь цистерцианского монастыря Богородицы в Исове, XIII в.; церковь
в Кларенце, вторая четверть XIII в.), или трехнефные (храм цистерцианского монастыря Зарака у озера
Стимфалии второй четверти XIII в.; доминиканская церковь св. Софии в Андравиде, между 1240 и 1264 гг.), с
многоугольными (Исова) или прямоугольными (Зарака, св. София в Андравиде) апсидами, с островерхой
деревянной крышей. Аркады церкви Зарака, разделявшие центральный и боковые нефы, опирались на мощные
столпы, составленные из большой круглой колонны и связанных с ней четырех полуколонн на многоугольной
базе. Такая форма была свойственна французской архитектуре первой половины XIII в.
Такая важная черта готики, как последовательное применение оживального крестового свода,
прослеживается лишь в церкви Зарака, отчасти в св. Софии и ныне разрушенной церкви Ипапанти в Афинах.
{148}
Файл byz3_149.jpg §
Каффа. Башня. XIV в.
Западный портал церкви Богородицы монастыря Исова завершался вимпергом, но он отнюдь не был
ажурным, с богатой каменной резьбой и лепкой, как во французских церквах XIII—XIV ее. Свет попадал в храмы
через высокие узкие окна с полуциркульными или ломаными арками, иногда с витражами. Сохранившиеся
скульптурные фрагменты в св. Софии в Андравиде (возможно, они происходят из церкви св. Стефана)
свидетельствуют о том, что капители и импосты колонн украшались эмблемами княжеского рода,
орнаментировались листьями или изображениями человеческих голов.
Франкские бароны любили помещать свои гербы на стенах и жилищ, и основанных ими церквей, и на
надгробиях. Но вот характерная деталь: нередко гербы, особенно с XIV в., сопровождают легенды на греческом
языке, а флёрделисы начинают соседствовать с полумесяцами и звездами в восточном вкусе. Незаурядным
произведением франкской плоской скульптуры является надгробие Агнессы Виллардуэн (Анны Дукини, ум. в
1286 г.) в Андрави-де. Но на плите, напротив, французская надпись сочетается с византийским скульптурным
орнаментом, изображающим сказочных животных и павлинов. Генуэзские скульптурные орнаменты в Пере
также создавались под воздействием византийских традиций, что отличает стиль их декора от аналогичных
генуэзских орнаментов {149} и плит в других городах Причерноморья (Амастриде, Каффа, Трапезунде), где эти
влияния выражены значительно слабее 10.
8 Enlart С. Art gothique et la Renaissance en Chypre. Р., 1899. Т. I. Р. 1—19.
9 A History of the Crusades / Ed. K. M. Setton, H. W. Hasard. Madison, 1977. Т. 4. Р. 185—188; Hill G. Op. cit. T. 3. Р.
1136—1137.
10 Cramer J., Dull S. Beobachtungen an der Arap Camii in Istanbul // Istanbuler Miteilungen. 1985. Bd. 35.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|