 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 88
рассматривались разные жизненные ситуации: несколько бедных крестьян хотят силой отобрать у богатого соседа
участок земли (судебное постановление XV), убитая горем жена солдата Стефана (XVI), не сошедшиеся
характерами супруги (XII) и т. д. Особенно много постановлений бракоразводного характера или касающихся
поведения супругов. Здесь и женщина, на руках которой куча детей, а муж изменяет (XXIX), и взрослый
«младенец» — муж, жена которого намного старше (их обручили в детстве): она недовольна тем, что он не может
ее содержать и выполнять супружеские обязанности, а поэтому изменяет ему. Постановление Апокавка по этому
делу отличается справедливостью и гуманностью: оно дает развод и тем самым выражает протест против
укоренившегося обычая заключения браков в детском возрасте. Разведенной жене было разрешено выйти замуж,
но только не за любовника, «чтобы никому не повадно было, полюбив замужнюю женщину, развратничать с ней
и при этом надеяться взять ее в жены» (XX).
Гуманностью и сочувствием отличаются и многие другие постановления Апокавка. За непреднамеренное
убийство он назначает только церковное покаяние и строгую епитимью, защищает от произвола хозяина
провинившихся батраков, так как понимает, что на преступление человека часто обрекает либо собственная
бедность, либо жестокость власть имущих.
В творчестве Апокавка, как и в литературе Никейской империи, заметен интерес к античности. Так, даже
в официальное постановление по бракоразводному делу автор вставляет два стиха из «Облаков» Аристофана (48
и 1070) и один стих из Гомера, чтобы доказать «что женщина сердцем изменчива» (Одиссея. XV. 20). В его письмах
уделяется много внимания природе. Иногда это описание прогулок за городом Навпактом (письмо XXXIII) или
восхищение прелестями весны и пением соловьев и цикад (XI), а то и просто советы друзьям почаще бывать на
природе, лечиться музыкой и медом (XIX). В письмах также много юмора, живых подробностей и чувства
(например, автор сообщает друзьям о невзгодах своей жизни (VIII, XXII) или шутит с адресатом, пославшим ему
пшеничного хлеба, но забывшим присоединить к этому дару мясо и вино (IV)).
Два других представителя культуры Эпирского царства — Георгий Вардан и Димитрий Хоматиан —
стоят несколько в стороне от литературного процесса. От Георгия Вардана, который родился в Афинах, жил в
Никее, а затем, переселившись в Эпир, стал митрополитом Кер-киры 52, {136} дошло лишь несколько ямбических
стихотворений, полемические произведения против латинян и письма к духовным лицам 53.
Его современник Димитрий Хоматиан, архиепископ Охрида (1216—1234), оставил значительное число
сочинений (судебные и соборные постановления, канонические послания и письма к духовенству, переписка с
представителями гражданской власти) 54. Правда, для истории более важно их содержание, как материал по
внешней и внутренней политике государства и каноническому праву, чем литературные достоинства и
особенности.
Литература Эпирского царства выглядит бедной по сравнению с творчеством писателей и историков
Никеи или Трапезунда. Здесь не было создано ни своей историографии, ни значительных литературных
произведений. Да и творчество указанных выше эпирских церковных деятелей охватывает всего три десятилетия
существования государства. О дальнейшем периоде нам ничего не известно. В целом вклад Эпира в византийскую
культуру XIII в. сводится в первую очередь к сохранению архитектурных достижений предшествующей эпохи и
их воплощению в жизнь в памятниках церковной архитектуры, а также к развитию прогрессивных течений в
зодчестве и изобразительном искусстве. {137}
5
53 Тсошооакпс N. В. Ор. cit. Е. 45—52.
53 Kurtz E. Georgios Bardanes, metropolit von Kerkyra // BZ. 1906. Bd. 15. S. 606—613; 1907. Bd. 16.
S. 134—140; Loenertz R.-J. Lettre de Georges Bardanès, metropolit de Corcyre, au patriarche oecuménique
Germain II // СЕВЕ. 1964. Т. 33. P. 87—118.
54 Pitra J. В. Analecta sacra et classica Specilegio Solesmensi parata. V. VI. Romae, 1891.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|