 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 74
Константинопольский врач Григорий Хиониад (сер. XIII в.—ок. 1330 г.) прибыл в Тра-пезунд ранее 1295 г.
и добился от императора Иоанна II большой денежной субсидии для поездки в Персию, где при ильханах
успешно развивалась астрономия, были основаны обсерватории в Мараге (1259 г.) и при Газан-хане (1295—1304)
— в Тавризе. Пробыв несколько лет в Иране между 1295 и 1301 гг., Хиониад изучал персидский и арабский языки,
достижения восточной астрономии. В Трапезунд он привез большое число книг по астрономии, которые затем
перевел на греческий язык и снабдил комментариями как письменными, так и устными, наставляя учеников.
Используя восточные астрономические сочинения — зиджи, Хиониад составил астрономические таблицы, а
позднее, вероятно уже в Константинополе, перевел и прокомментировал сочинение известного персидского
астронома, которого он называл своим учителем, Шамс ад-дина ал-Бухари (1254—ок. 1339). Достоверно известно,
что Хиониад жил в Трапезунде в сентябре 1301 — апреле 1302 г.; предполагают, что он возвращался на Понт и в
1297—1299 гг. 43 Во всяком случае, преподава-{113}ние и деятельность Хионида оставили там свой след. Часть его
библиотеки досталась ученикам, один из них был Константин Лукит, с которым Хиониад всю жизнь
поддерживал активную переписку. Около 1305 г. Хиониад был рукоположен в сан епископа в Тавризе.
Константинопольский патриархат был озабочен судьбой православного населения в Иране после принятия в 1304
г. ильханами ислама и решил послать в Тавриз хорошо знавшего местные условия человека. Путь Хиониада вновь
лежал через Трапезунд, где он был любезно принят императором и куда он возвратился примерно через 10 лет
уже в преклонном возрасте, покинув свою кафедру и исполнив миссию, учитывающую одновременно интересы и
Византии, и Трапезундской империи 44.
В изучении и преподавании астрономии Хиониад опирался как на восточную традицию, так и на труды
Птолемея. Существенно обогатив византийскую астрономию в целом 45 и создав школы в Константинополе и
Трапезунде, Хиониад отличался разносторонностью интересов. Его перу принадлежит небольшой сборник о
противоядиях, комментарии к творениям Иоанна Дамаскина, стихи. В Константинополе на него легло
подозрение в чернокнижии, симпатии к мусульманской науке. Доказывая свою ортодоксальность, Хиониад
вынужден был между 1302 и 1308 гг., вероятно перед последней поездкой в Тавриз в качестве епископа,
собственноручно написать исповедание веры 46.
Школа, созданная Хиониадом в Трапезунде, продолжала существовать и позднее. Византийский географ,
врач и астроном Георгий Хрисококк писал в 1346 г., что его учителем в Трапезунде в 20—40-е годы XIV в. был
трапезундский клирик Мануил, который вел занятия по персидским книгам и руководствам, привезенным
Хиониадом. Основой обучения было тщательное комментирование и объяснение прочитанного 47. Продолжалось
и составление астрономических таблиц 48. Занятия в Трапезунде вела целая группа ученых. Иосиф Лазаропул
сообщает, что Алексей II осыпал богатствами и почестями многих риторов и философов, врачей и астрономов
(П.-К. Сб. ист. С. 61—62). Примечательно, что астрономией занимались люди, практиковавшие врачевание и
ради врачевания; такими были в конечном счете и Хиониад, и Ливадин, и Хрисококк.
В сентябре 1301 г. Хиониад отправил из Трапезунда письмо Константину Лукиту, находившемуся вместе с
императором у стен Керасунта, а в апреле 1302 г. он составил по просьбе Алексея II акафист на рождество св.
Евгения. См.: Пала5блоихос I. Грчуориог) Хиоѵиаоои тоиЗ' аотроѵбцои 'елютоХаи // 'Е7Потгциоѵикг|;' 'Елетг|ри;'с
тг|;~с Фйооофикг|;~с ЕхоХг|;~с 'Елюттцдог) ФееоаХоѵикг|;~с. 1927. Т. 1. Е. 195— 196; П.-К. Сб. ист. С. 65—66;
WesterinkL. G. La profession de foi de Grégoire Chioniades // REB. 1980. Т.
38. Р. 238.
44 Пала5б7тогЛос I. Op. cit. Е. 174—175; Idem. Une lettre de Grégoire Chioniades, évêque de Tabriz //
Mélanges Ch. Diehl. Р., 1930. Т. I. P. 257—262; Ог; коѵо|д5г|с N. Егцхасода лери тсо;~ѵ елютоХш;~ѵ Грчуориог) тоиЗ
Хиоѵиаоог) // АП. 1955. Т. 20. Е. 42—44; Westerink L. G. Ор. cit. P. 239—240.
45 The Astronomical Works of Gregory Chioniades / Ed. D. Pingree. Amsterdam. T. I, pt 1—2. 1985—1986.
Ср.: Tihon A. EAstronomie byzantine (du Ve au XVe siècle) // Byz. 1981. Т. 51/2. Р. 616—617.
47 Westerink L. G. Ор. cit. P. 233—245.
47 Usener H. Kleine Schriften. Leipzig; Berlin, 1914. Bd. 3. S. 356—357; Hunger H. Die hochsprachliche
profane Literatur der Byzantiner. Munchen, 1978. Bd. 2. S. 252.
48 Tihon A. Les tables astronomiques persanes à Constantinople dans la première moitié du XIVe siècle //
Byz. 1987. Т. 57/2. Р. 478.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|