 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 57
К эпохе Великих Комнинов относится широкий размах строительства в Трапезунде. За эти два с
половиной века было построено и реконструировано более сотни церквей как в самом Трапезунде, так и в разных
городах и селах империи, сложились специфические черты Трапе-зундской архитектуры. Основным типом
трапезундских церквей времен империи была базилика с одним куполом, чаще всего трехапсидная, с двумя
полукруглыми боковыми апсидами и центральной пятиугольной, а также портиком, нередко возводившимся на
последнем этапе строительства. Можно проследить формирование этого типа и распространение его па
периферию империи и пограничные с ней территории. Наиболее ранней сохранившейся в Трапезунде церковью
является церковь св. Анны, построенная в VIII— IX ее. и в дальнейшем, видимо, существенно не
перестраивавшаяся. Это трехнефная базилика очень небольшего размера (8,94x6,60 м). Ее центральный неф почти
в два раза выше боковых. Все три апсиды полукруглые. К Х—XI ее. относится другая трапезундская церковь,
известная как Накып Джами. Она также не имеет купола, но в отличие от храма св. Анны {87} здесь уже
появляется центральная пятиугольная апсида в сочетании с двумя боковыми, полукруглыми.
В начале XIII в. возник вариант трехнефной базилики с одной центральной пятиугольной апсидой и
нартексом. Он известен, в частности, по архитектуре митрополии — Хрисоке-фала. Фундаментальную
перестройку этого храма Э. Брайер относит к 1214—1235 гг., когда существовавший ранее, в Х—XII ее., собор был
превращен в место коронации и погребения василевсов, чем и была обусловлена необходимая перепланировка 2.
В Хрисокефале, как и в храме св. Анны, по традиции боковые нефы были еще ниже центрального. При
реконструкции в 1341—1351 гг. были произведены существенные перемены: подняты коробовые своды, надстроен
купол, появился эксонартекс. Облик привычного византийского крестово-купольного храма был изменен из-за
удлинения западной части постройки. Эта архаичная черта присутствует и в других памятниках Понта XIII—XV
ее., сохраняясь там вплоть до XIX в. Для сравнения укажем, что если в храмах Греции Капникареа (Афины), св.
Апостолов (Фессалоники), Пантократора (Константинополь) и др. соотношение длины и ширины колебалось от
1,19 до 1,49, то в трапезундских церквах оно было значительно большим: 1,64 (св. Евгений), 1,86 (св. София), 1,92
(Хрисокефал) 3. Два важнейших трапезундских храма — св. Софии (1245—1255) и св. Евгения (реконструкция
после пожара 1340 г.) — строились сразу же как купольные базилики, имевшие в плане не равноконечный, а
латинский крест. Храм св. Софии, в отличие от Хрисокефала имел три апсиды, причем центральная также была
пятиугольной. Такой же тип имели церкви св. Евгения, св. Василия, св. Филиппа, св. Акиндина, св. Иоанна
Богослова, Панагии Евангелистрии и др. В храме св. Софии появляется еще одна характерная деталь: к южному,
северному и западному фасадам примыкают три больших портика. Постройка боковых портиков укореняется
затем и в других памятниках. Северный притвор возводится в Хрисоке-фале (после 40-х годов XIV в.) и в церкви
св. Евгения.
Строительство храма св. Софии в Трапезунде, равно как и реконструкция Хрисокефала, было связано с
превращением города в столицу новой империи Великих Комнинов, символом которой должна была стать
София Трапезундская, подобие Софии Константинопольской, находившейся тогда в «плену» у латинян.
Ктитором храма являлся император Мануил I (1238— 1263), которого местный хронист называл «искуснейшим
полководцем и счастливейшим» (Panar. Р. 61. 18—19). В период постройки действительно были достигнуты
немалые внешнеполитические успехи: в 1254 г., пусть ненадолго, был возвращен Синоп, раздвинуты южные и
юго-восточные границы. Храму придавали большое политическое и религиозное значение. Это подчеркивалось и
самим выбором места — на возвышенном берегу моря, и тем, что он был поставлен на высокий подиум, и
относительно большими размерами, и системой внешнего декора. Не меньшее значение имели храм патрона
города — св. Евгения, окруженный стенами и башнями одноименного монастыря, и митрополия — Хрисокефал.
Многие архи-{88}тектур-
Файл byz3_89.jpg Q
Трапезунд. Храм св. Софии XIII в.
Bryer A. Une église «à la demande du client» à Trébizonde // Proche-Orient Chrétien. 1982. Т. 32. Р. 216—232.
3 Millet G. Les monastères et les églises de Trébizonde // BCH. 1895. Т. 19. Р. 446.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|