 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 56
географическое положение, роль административного и церковного центра (важнейшей митрополии
Константинопольского патриархата), экономическое процветание стяжали городу славу и породили немало
хвалебных риторических произведений, энкомиев и экфрасисов. Эти похвалы легко объяснимы. Перед глазами
путника после долгого и нелегкого плавания или же трудных, выжженных солнцем и проходящих затем через
горные теснины дорог Анатолии открывалась поистине пленительная картина города, утопавшего в садах,
ласкаемого теплым южным морем, украшенного замечательными дворцами и храмами, гордого
неприступностью стен своей твердыни.
Трапезундский акрополь возвышается в центре города, на обрывистом естественном плато, окруженном
с запада и востока крутыми оврагами и водными протоками. В плане акрополь представлял собой клин,
обращенный острием к югу и по горизонтали разделенный на три части. Самая южная из них — древнейшее
ядро крепости — была заключена в наиболее мощные стены. Здесь находились императорские дворцы и
административные здания. «Средний город», вторая система укреплений, также сложился еще до эпохи Великих
Комнинов, вероятно в римский период, но его стены не достигали морского побережья, и с севера крепость была
наиболее уязвима. Осада города сельджуками в 1223 г. показала это со всей очевидностью. Кроме того, сама
территория крепости была слишком мала и с трудом вмещала жителей, укрывавшихся за ее стенами, когда
городу угрожала опасность. Большие фортификационные работы были проведены императором Алексеем II в
начале XIV в., когда стены были продлены до морского побережья и площадь укрепления более чем удвоилась.
В систему обороны были включены и царские дворцы, находившиеся в древнейшей части крепости. Они
примыкали к ее западной стене, возвышаясь над ней примерно на два этажа. По описанию современника, автора
«Энкомия Трапезунду» Виссариона Никейского, дворцы отличались особым великолепием внешнего и
внутреннего убранства. Их фасады были обращены во внутренний двор крепости, Эпифанию. К центральной
части дворцовых сооружений вела парадная лестница. Во внутренних покоях с одной стороны были
расположены просторные палаты с балконами, с другой — большой тронный зал, где совершались
торжественные акты, заседал синклит, принимались иностранные послы. Здесь под беломрамор-{86} ной
пирамидальной крышей, опирающейся на 4 колонны, возвышалось царское место. В этом великолепном зале
пол был выложен белым мрамором, а потолок и стены покрывали прекрасные росписи, возможно не только
фрески, но и мозаики (Виссарион писал о сиянии красок, обилии золотых тонов, роскоши и яркости рисунков)
(Bess. Logos. Р. 63—65). На стенах в ряд были изображены фигуры всех царствовавших в Трапезунде императоров
и их предков (видимо, Андроника I и его сына Мануила), а также сцены из истории Трапезундской империи,
главным образом победы над врагами, среди которых видное место занимала сцена знаменитого разгрома
сельджукских войск в 1223 г. Другая парадная зала была украшена росписями на темы Книги Бытия. Внутренние
помещения дворца пленились колоннадами. По обыкновению, при дворце имелась небольшая домовая церковь;
возможно, она располагалась в северной угловой башне акрополя.
Ансамбль дворца и жилых помещений акрополя складывался веками. Современные исследователи Э.
Брайер и Д. Уинфилд выявили его римскую основу, восходящую ко времени до III в. н. э., слои XIII, XIV, XV ее. и,
наконец, османские 1. Однако в своем нынешнем состоянии крепость в основном сохранила тот облик, который
сложился в период Трапезундской империи. Продуманная система обороны соединяла воедино весь комплекс
построек. Прямо из императорского дворца можно было попасть непосредственно в «Средний город», в храм
Богородицы Златоглавой (Хрисокефал). Свое название этот храм, уже с X в. являвшийся кафедральным собором,
получил, видимо, от мозаичного изображения Богородицы в рост, с позлащенной главой, на одном из передних
предалтарных столпов. В 1223 г. по велению победителя сельджуков императора Андроника I Гида это
изображение было украшено драгоценными камнями и жемчугом (П.-К. Сб. ист. С. 115, 131). Собор являлся
центром религиозной и политической жизни города: здесь венчали на царство, торжественно отмечали победы,
внутри храма и рядом, у апсиды, погребали императоров и митрополитов.
Bryer А., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Т. I. Р. 191—195.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|