На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 47

Целует локоны ее вкруг шеи лебединой. Зеленый вьется плющ младой вкруг пальмы благородной; Тот плющ — мой царь и государь, моя царица — пальма... (Пер. Т. В. Поповой. Там же. С. 334) В соответствии с законами свадебной песни эпиталамий был рассчитан на «амивей-ное», т.е. попеременное, пение двух хоров в церкви и при выходе свадебной процессии из храма. Стихотворение Николая Ириника свидетельствовало о том, что «высокая» литература не считала «неудобным» использование художественных средств народной литературы и фольклора. Характерной особенностью всех жанров «высокой» литературы было {72} новое понимание и использование античного наследия, без которого никейские писатели и ученые уже не мыслили своего творчества. Интерес к античности, который никогда не исчезал в литературе Византии, в первой половине XIII в. получил новый импульс вследствие латинской угрозы и осознания духовной преемственности с античной Грецией. Никейские писатели понимали необходимость и важность сохранения античной культуры в качестве противовеса западно-латинскому идейному влиянию. Они чрезвычайно широко цитируют античных авторов, ссылаются на древнегреческие мифы и пересказывают их. Особенно насыщены античными образами и примерами из древнегреческой истории, мифологии, поэзии и прозы сочинение Акропо-лита «Надгробное слово...» 37 и труд Влеммида «Царская статуя». Влеммид рассказывает об Александре Македонском и его отце Филиппе, Дарии и Кире, героях Марафонской битвы, Геракле и Прометее, об Икаре и крылатых сыновьях Борея. Лишь одно упоминание этих и многих других мифологических и античных персонажей, сцен и событий говорит о знании Влем-мидом мифологии и сочинений Геродота, Ксенофонта, Полибия и других историков древко 38 сти . Реставраторскими тенденциями, по-видимому, следует объяснять и стремление писателей использовать те античные формы и жанры, которые ранее крайне редко встречались в византийской литературе. Так, два стихотворения Никифора Влеммида, воспевающие Сосанд-рский монастырь, написаны одно гекзаметром (выдержана даже «гомеровская» дикция), а другое ямбическим триметром; прозаическая же «Царская статуя» дана в жанре политической дидактической речи, напоминающей по форме речи Диона Хрисостома и Синесия. Необходимо отметить, что и начало элегии Акрополита на смерть императрицы Ирины напоминает античную надгробную эпитафию. Глубокий интерес к античности, идеям, образам и мышлению древних стал, на наш взгляд, той основой, на которой сформировались отмеченные выше характерные особенности литературы Никейской империи: обостренное внимание к событиям общественной жизни и их осмысление, развитие индивидуалистических тенденций и, наконец, появление в ряде сочинений некоторых черт гуманизма. Возникновению гуманистических элементов в литературе Никейской империи способствовала та духовная атмосфера, которая окружала греческих интеллектуалов. При никейском дворе уже в царствование Иоанна III имелся кружок истинных любителей науки и литературы, группировавшийся вокруг императора и пользовавшийся его вниманием и поддержкой. Сам Ватац любил присутствовать на диспутах, поговорить о литературе. Переписка Феодора II позволяет представить тот интеллектуальный кружок, который сложился вокруг него. Помимо Влеммида и Акрополита в кружок входили Месопотамит, Михаил Сенахерим, Андроник Франкопул, Агиофеодорит и другие ученые. Их духовные интересы лежали в области науки и литературы, подтверждением чего служит обширная переписка никейских интеллектуалов между собой. Письма тогда имели {73} большое значение, и их содержание оглашалось среди друзей. Каждое письмо являло собой законченное литературное произведение, в котором смысл и описываемые происшествия часто затенены риторикой и завуалированы. Широко используются сравнения и противопоставления, сознательный отказ от Prâchter К. Antikes in der Grabrede des Georgios Akropolites auf Johannes Ducas // BZ. 1905. Bd. 14. S. 43789—491. 38 Фрейберг Л. А., Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета IX—XV ее. М., 1978. С. 179—181.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes