 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 41
Иоанн III Ватац, отдавая Акрополита на учебу к ритору Феодору Эксаптеригу в 1234 г. (через год после его
прибытия из Константинополя в Никою). После смерти Эксаптерига он вместе с другими юношами продолжает
обучение в придворной школе у Никифора Влеммида.
В 1246 г. Акрополит, ставший к этому времени логофетом геникона, сопровождает императора Иоанна
III в болгарском походе, составляя грамоты для покорившихся крепостей и городов. Начиная с этого времени и
до конца своих дней он находился при императорском дворе. Акрополит едет в числе четырех знатных послов к
деспоту Михаилу II для заключения брачного контракта и дружественного союза в 1249 г., включается в число
судей во время процесса над Михаилом Палеологом в 1252 г., преподает вместе с Никифором Влеммидом
наследнику императора Феодору философию и логику.
Являясь родственником императора Михаила VIII и представителем оппозиционного крыла феодальной
аристократии, Акрополит полностью переходит на сторону василевса и остается одним из влиятельных лиц в
империи. Великий логофет (этот титул Акрополит получил, по-видимому, в начале правления Михаила VIII)
становится одним из первых помощников Палеолога в его церковной политике. Он присутствует на соборе,
который осудил Венка по доносу Иоанна Хумна, и полностью солидаризируется с решением собора и
императора. В 1274 г. Акрополит был послан с посольством к папе Григорию X в Лион на собор, где подписывает
унию о воссоединении восточной и западной церквей 27. {63}
Труд Георгия Акрополита «Хроника» является как бы продолжением «Истории» Никиты Хониата, с
которой он, вероятно, был знаком. «Хроника» довольно четко распадается на две части: первая охватывает время с
1203 по 1233 г., вторая — с 1234 по 1261 г.
В первой главе «Хроники» Георгий рисует свой идеал историка, который «должен излагать дела
людские, будут ли они хороши или плохи, не по пристрастию или ненависти, не по зависти или злому
расположению, а единственно для одной истории и для того, чтобы не забылись в памяти людей дела минувших
дней» (Acrop. I. Р. 4.17—19). Акрополит — почти единственный из всех историков, кто избежал общих мест в
определении полезности истории, чему отдали дань Диодор Сицилийский, Прокопий Кесарийский, Атталиат и
Пахимер. Что же касается намерения писать историю ои^ое;' лро;'с (Лаос п;'; каи;' лро;'с eu;'; 'ѵошѵ (Ibid. I. P. 4.
19—20), то это тацитовское выражение (sine ira, sine odio) повторил и Акрополит.
Однако сам Георгий в изображении исторических событий не всегда соответствовал тому идеалу
историка, который он обрисовал. Правдивое и точное описание царствования Феодора I и Иоанна III сменяется
резко негативным отношением Акрополита к правлению Феодора II, при котором, как известно, многие
представители знатных родов были либо казнены, либо отправлены в ссылку. Принадлежи к оппозиционному
крылу феодальной аристократии Никейской империи, которой после смерти Феодора II удалось посадить на
трон своего представителя, Михаила VIII Палеолога, Георгий Акрополит не смог избежать как тенденциозности в
изображении царствования последнего из Ласкарисов, так и неприкрытого восхваления Михаила VIII. Он
стремится скрыть все неприглядные моменты в жизни Палеолога и умолчать о весьма неблаговидных методах,
применяемых им для овладения императорской короной.
Но независимо от политической ориентации Акрополита, несмотря на его риторические сравнения
никейских императоров с библейскими и знаменитыми историческими персонажами, для историка император
— прежде всего человек, принимающий на себя заботы о подданных, разделяющий вместе с ними многие тяготы
и труды. Это «заземление» образа императора, традиционно рассматриваемого в Византии в качестве земного
бога, проступает у Георгия Акрополита не только в живом и реалистическом описании внешнего облика и
характера императора, но прежде всего в рассказе о его делах. Император-труженик, соединяющий в одном лице
воина, полководца, дипломата и философа,— вот черты, которые, по мысли историка, должны быть присущи
человеколюбивому и заботливому правителю и которые, по его мнению, нашли свое воплощение в никейских
императорах.
На первое место Акрополит ставит мужество и воинские способности императора. И это не случайно.
Немного лет можно насчитать из 57-летнего существования империи, когда бы она не вела войны с латинянами
или сельджуками, болгарами или греками Эпира и т. д. По-
Жаворонков П. И. Некоторые аспекты мировоззрения Георгия Акрополита. // ВВ. 1986. Т. 47.
С. 125—127.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|