 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 40
стантинополя положило конец его карьере 25. В 1207 г. он поселяется в Никее. Именно здесь им были написаны
последние главы «Истории» (Nic. Chon. Hist.) и «Похвальные речи» в честь императора Феодора I Ласкариса: одна
— после возвращения императора из похода в Пафла-гонию летом 1206 г., а другая — по случаю его победы над
султаном Кей-Хюсравом I в 1211 г. (Nic. Chon. Orat. Р. 129—147, 170—175). Являясь современником, а часто и
очевидцем описываемых событий, Хониат смог подробно рассказать о падении империи, рождении и
становлении нового государства. Его свидетельства об этом периоде отличают самостоятельная оценка и анализ
происходящих событий.
Никита Хониат считал, что новая родина не была к нему столь благосклонна, как Константинополь. Он
жаловался, что, несмотря на высокое положение, ему приходилось по поручению Феодора I составлять силенции
и проповеди на Великий пост (Ibid. Р. 120—128, 176— 185) и читать их перед императорской семьей. Тем не менее
в содержании проповедей, с тонкими намеками на историческую действительность, отчетливо звучат имперская
идеология, обоснование прав нового императора на царственный город, временно захваченный латинянами,
восхваление его успехов и личных подвигов.
Язык Хониата богат, красочен и многообразен, а само повествование пронизано антитезами,
метафорами, сравнениями. Силенции и речи, являясь риторическими произведениями и подчиняясь законам
этого жанра литературы, значительно усложнены стилистически, перемежаются реминисценциями, связанными
с библейскими и античными персонажами: хвастовство сельджукского султана сравнивается с хвастовством
Ксеркса, действия Феодора I — с действиями Александра Македонского и т. д.
Современник Хониата Николай Месарит также в 1207 г. переселяется в Никою и становится сначала
референдарием патриарха Михаила Авториана, а затем митрополитом Эфеса и экзархом всей Азии. В этом
качестве он вел в 1214 г. переговоры с кардиналом Пелагием об унии церквей. Основные произведения написаны
им в доникейский период его жизни 26. От 1206—1216 гг. (точная дата смерти Николая неизвестна) дошли «Отчет
о переговорах в Константинополе в 1206 г., избрании патриарха и коронации императора в Никее в 1208 г.», «Речь
о переговорах в Константинополе с кардиналом Пелагием» в 1214 г. и три синодальные грамоты,
представляющие значительный интерес для истории этого времени, и в частности для исследования вопроса о
церковных отношениях империи с Римом. Месарит не принадлежал к непримиримым противникам унии. Он
скорее склонялся к созданию какой-нибудь приемлемой формы сосуществования с латинянами. Об этом
свидетельствуют и его довольно благожелательное отношение к папскому легату Пелагию, и та «мягкая»
политика во время переговоров, которая вызвала большое {62} неудовольствие в Никее. Но в основных
догматических вопросах он стоял на позициях византийских теологов, обвиняя латинян в уничтожении единства
Троицы и смешении свойств ипостасей.
Общественным идеалом для Месарита являются верное служение императору, почет и уважение
синклита. Прославляя придворную жизнь, Месарит в противоположность Евстафию Солунскому положительно
отзывается и о монашеской жизни. По его мнению, монахи, облаченные во власяницы и подпоясанные кожаным
поясом для умерщвления плоти,— труженики, которые ходят за плугом, возделывают виноградники,
обрабатывают кожу и занимаются кузнечным делом. Он с уважением относится к знаниям, о чем свидетельствует
его подробное описание школы при храме св. Апостолов в Константинополе, но знаниям, основанным не на
заучивании цитат — традиционном приеме в византийском ораторском искусстве, а на методе умозаключений и
преодоления апорий. Как писатель, Месарит наблюдателен, он эмоционально воспринимает мир, свободно
повествует о будничных вещах, придавая своему описанию оттенок интимности, искренности, а иногда и юмора.
Своим знаниям о политической истории Никейской империи мы всецело обязаны историческому труду
Георгия Акрополита. Он известен как ритор, поэт, теолог, военачальник и дипломат. Родился он в 1217 г. в
Константинополе. Прозвание Акрополит, по-видимому, было родовым в семействе, к которому он принадлежал.
Его родители происходили из знатной семьи: отец пользовался расположением латинян и имел много слуг, о чем
говорит император
Подробнее о нем см.: Культура Византии: Вторая половина VII—XII в. М., 1989. С. 123—128 и др. Здесь
рассматривается только литературное творчество периода Никейской империи. 26 См. о них: Культура Византии:
Вторая половина VII—XII в. С. 438—444.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|