 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 37
и осязаемом, причем видимое обязано своим существованием огню, а осязаемое — земле»
(Ibid. Col. 1216). {56}
Опровергая аристотелевское учение о простоте неба, Влеммид исходил из тезиса о сложной природе
всех видимых вещей, а также из христианской точки зрения первого неба, которое заключает в себе весь
созданный мир. Это первое небо невидимо, и оно является телом, которое существует только в себе, включая и
сферу неподвижных звезд, т.е. второе небо, совершающее медленное движение с востока на запад.
В учении о строении мира взгляды Влеммида хотя и соответствовали основным положениям
древнегреческой космологии, согласно которой мир состоит из непостоянных и разрушимых феноменов, с одной
стороны, и вечной и постоянной субстанции — с другой, однако существенно преломлялись под углом зрения
христианского учения о Боге и небе. Если для античной философии совершенным является законченное и
ограниченное само в себе тело, то совершенство Бога, по мысли Влеммида, заключается, напротив, в
бесконечности и неограниченности, в его главенстве над всем космосом. «Бесконечным,— указывает философ,—
остается только божественное, которое не делится и является само по себе совершенным и бесконечным» (Ibid.
Col. 1216).
Христианское понимание разделения мира на конечное и бесконечное позволяло одновременно умалять
значение космоса, не затрагивая законченной картины мира античной космогонии. Поэтому в вопросе о
конечности и бесконечности мира Влеммид полностью стоял на точке зрения христианского учения о
возникновении мира. Опираясь на труды александрийца Филопона и Симпликия, он обосновывал конечность
мира, а значит, и его сотворенность на основании двух теорий: а) платоновского суждения об одновременном
возникновении неба и времени, которое противостояло аристотелевской идее вечности времени и неба; б)
фундаментальной догмы христианства, отвергающей основное положение греческой натурфилософии: ничто не
возникает из ничего. Эти теории об ограниченности вселенной Влеммид старался подкрепить аргументом о том,
что каждому ограниченному телу свойственна также ограниченная возможность, которая постепенно
уменьшается («если мир ограничен, то ограничена и его возможность» — Ibid. Col. 1225), а это означает конец
вселенной.
Исходя из христианского понимания разделения мира, Никифор Влеммид отвергал в целом теорию
эфира, выдвинутую Платоном и развитую в дальнейшем последователями Аристотеля. Но он отвергал ее не
потому, что она не соответствовала реальному миру, а потому, что не укладывалась со своим пятым
неразрушимым и вечным элементом (чистый огонь) в христианское учение о конечности мира. В философских
построениях Влеммида против аристотелевской теории эфира вообще и бесконечности мира в частности
приводятся те принципиальные аргументы 22, которые через век будут широко использоваться схоластами Запада
и окажут большое влияние на развитие связанных с этим вопросов физики.
В теоретических положениях Влеммида, касающихся логики, риторики, науки и искусства, можно
заметить рационалистическое направление {57} его мысли, признание значимости и ценности всех наук и
искусств, подчеркивание роли разума и знания в научном и художественном процессе. Логика, по мысли автора,
является лучшим средством для достижения истины.
После смерти Никифора Влеммида его философские труды «Физика» и «Логика» стали учебными
пособиями и книгами по философии как в Византийской империи, так и в Западной Европе: их отличительной
чертой являлось сочетание четкого и ясного изложения аристотелевской философии с комментариями и
переосмыслением многих ее положений в духе христианского учения о мире. О популярности философских
произведений Влеммида говорит и тот факт, что в настоящее время его «Физика» и «Логика» известны
соответственно в 56 и 96 полных рукописях, датированных XIII—XIX ее. В самой Византии они оказали большое
влияние на взгляды Пахимера и Никифора Хумна.
Поэтому стоит отказаться от представления историографии XIX в., считающей Влем-мида всего лишь
жалким компилятором, философом, лишенным какой-либо оригинальности и самостоятельности. Его
философские труды в значительной степени — продукт творческого отбора и переработки сочинений античных и
ранневизантийских авторов. Безусловно, Влем-
22 Tsoyopoulos N. Das Àtherproblem und die Physik-Abhandlung des Nikephoros Blemmydes // Rechenphennige K.
Vogel zum 80. Geburtstag (8.1.1968). Munchen, 1968. S. 72—76, 82—86.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|