 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 11
других балканских городов. В Афинах, в частности, была разорена митрополия, находившаяся в Парфенона, и
опустошена библиотека, которую годами собирал брат Никиты Хониата митрополит Афинский Михаил. В
одном из писем Михаил жалуется епископу Эврипскому Фео-дору: «Тебе известно, что я привез с собой немало
книг из Константинополя в Афины, да и там еще приобретал новые. И не представлял я никогда, для кого
собираю эти сокровища. Да и могло ли мне, несчастному, на ум прийти, что я делаю это не для своих
соплеменников, а для италийских варваров: ведь они не в состоянии ни читать в подлиннике эти творения, ни
разуметь их с помощью перевода. Скорее ослы постигнут гармонию музы и скорее навозные жуки станут
наслаждаться благовонием мирт, чем латиняне проникнутся очарованием красноречия» (Mich. Chon. II. Р. 295).
Такое суждение было характерно для образованного грека в эпоху завоевания.
Завоевание, осознанное как глубокое социальное и культурное несчастье, сразу же вызвало «исход» из
многих захваченных городов. Из Константинополя в первую очередь уходили люди состоятельные,
принадлежащие к высшей административной и церковной верхушке империи. Жители окрестных деревень
встречали их с презрением и ненавистью, видя унижение гордой константинопольской знати, повинной в
бедствиях, постигших империю (Nic. Chon. Hist. P. 587—591, 593—594, 644—645). Постепенно город стали
покидать и другие категории населения, чему способствовала религиозная и экономическая политика
завоевателей. Вынужденная миграция укрепляла очаги сопротивления латинянам и была опасна для их
господства. Дело в том, что после взятия Константинополя количество крестоносцев едва ли значительно
превышало 50 тыс. человек, среди которых было лишь несколько тысяч рыцарей 7. В Адриано-польской битве 14
апреля 1205 г., когда войска Латинской империи были разгромлены болгарами, крестоносцы потеряли, по оценке
Виллардуэна, 7 тыс. человек 8. И императору Балдуи-ну I (взятому в плен и погибшему там) и тем более его
преемнику Генриху I было ясно, что рассчитывать на захват всех византийских земель с такими силами не
приходится. А надежды на приток с Запада и из латинской Сирии воинов, клириков и колонистов не
оправдывались. Так, например, по подсчетам Д. Якоби, в Морее ок. 1205 г. насчитывалось всего ок. 450, а к 1338
г.— 100 рыцарей. В Афинах в конце XIV в. было лишь несколько сотен «франков» 9. Венецианская колонизация,
как и генуэзская, в основном носила торговый {18} характер. В ней участвовало довольно ограниченное число
людей, оседавших на постоянное жительство в колониях и факториях. Наиболее интенсивно осуществлялась
военная колонизация Крита: к 1211 г. на острове было 1080, к 1252 г.— немногим более 2000 коренных
венецианцев, к концу XV в.—7000. В целом, по данным Ф. Тирье, возможно даже несколько завышенным, на
Ионических островах и Корфу венецианцы составляли половину населения, или 1—1,5 тыс. человек, в Короне и
Модоне — 10 тыс. (включая и «натурализованных» венецианцев, т.е. местных жителей, получивших венецианские
привилегии), в Константинополе — 2 тыс. человек, в Тане и Трапезунде — 800. В середине XIV — середине XV в. в
Венецианской Романии жило около 20 тыс. западноевропейцев 10.
Подобной же была картина и в Генуэзской Романии. Несколько большим, от 25 до 30 тыс. человек, было
латинское, в XIII—XIV ее. преимущественно французское, население Кипра. Но и там оно не превышало четверти
всего населения острова 11.
Малочисленность завоевателей делала их господство непрочным. В условиях, когда создавались очаги
сопротивления их власти, в Малой Азии и на Балканах образовывались греческие государства, объявлявшие себя
наследниками Византии, латинские правители должны были идти на уступки: поддерживать и консервировать
старые общественные отношения, временами смягчать религиозный гнет и все шире привлекать к
сотрудничеству греческих архонтов, включая их в новый господствующий класс в качестве его особого слоя. Там,
где устойчи-
7 Carile А. Movimenti di popolazione e colonizzazione occidentale in Romania nel XIII secolo alla luce della
composizione dell' esercito crociato nel 1204 // BF. 1979. Bd. 7. Р. 5—22; Hendrickx В. A propos du nombre des troupes de
la IVème Croisade et de l'empereur Baudouin I // Byzantina. 1971. Т. 3.
8 Villehardouin G. de. Op. cit. § 376.
9 Jacoby D. Recherches sur la Méditerranée orientale du XIIe au XVe siècle. L., 1979. N 1. Р. 20—21.
10 Thiriet F. Recherches sur le nombre des «Latins» immigrés en Romanie Gréco-Vénitienne aux XIIIe—
XIVe siècles // Byzance et les Slaves. Р., 1979. Р. 421—436.
11 Rudt de Collenberg W. H. Le déclin de la société franque de Chypre entre 1350 et 1450 // Ктаршкоа;'
ETTOUOOI 1982. Т. 46. Р. 76.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|