На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 359

«свободной мысли» в отдаленном прошлом — сюжеты, в которых так много переклички с временем, когда в николаевской России, по словам самого историка, «деспотизм... не может ужиться с просвещением». Он привлекал внимание студентов и к различиям, к диалектике развития культуры как составной части всемирно-исторического процесса. «Всякий период имеет известную сумму идей, ему исключительно принадлежащих», и точно так же, подчеркивал он, каждому пароду принадлежит незаменимый вклад в общее духовное богатство88. Поэтому Грановский упрекал многих историков, в их числе Нибура, в недооценке или даже игнорировании таких высоких цивилизаций древности, как индийская и китайская. Поэтому и сам он в пределах своего курса, посвященного истории европейского средневековья, столь значительное место уделяет истокам этой эпохи, в том числе культурным. Он высоко оценивает великое античное наследие, отмечая в то же время его уязвимые места: «Греческий мир был явлением, необыкновенно изящным, однажды показанным истории; но он был основан на началах односторонности, на которых не мог долго существовать». Эта односторонность — производная в первую очередь от рабства 89. Если «демос афинский» активно слушал своих ораторов, историков, философов и мог потому идти «в уровень с... образованием», то впоследствии происходит все более резкое отчуждение народных масс от античной культуры90. Грановский 'отмечал, что «в древнем мире, как и в нашем, есть одно общее явление: к...науке приступают немногие»91. Другое, менее заметное, но не менее существенное проявление той же односторонности — нарастающий прагматизм философии и культуры вообще: в Римской империи мысль была обращена едва ли по всецело к практической жизни (Лекции, 1961, с. 107). В этой связи он говорит о положении наставников, учителей: при Веспасиане, рассказывал Грановский, большая часть их уже отложилась «от официальных верований государства», а между тем «в школе и на кафедре должны были исповедовать истинность государственнилх учреждений», отсюда происходило (и в этом Грановский видит главное зло) раздвоение «убеждения и речи, мысли и выражения, сущности и формы»92. Те, кто противостоял этому злу, говорит историк, заслуживают «глубокого уважения», например стоики93, но ни они, ни иные школы и наев ГБЛ, ф. 178, 3598, XXV, л. 159 об., 1G0. 89 Надобно было, говорит здесь Грановский, «чтобы за свободного грека работал другой и снял с пего всю тяжесть житейских забот, тогда грек развивался как художник и ученый» (ЦГАЛИ, ф. 152, on. 1, ед. хр. 1, л. 112 об. — 113). 90 ГБЛ, ф. 178, 3598, XXV, л. 241. " Там же, XVIII, л. 20 об. 92 «В Риме,— говорил он,— все было ложь, и...величайшая ложь — обоготворение императоров» (Лекции, 1961, с. 107). 93 Здесь обнаруживаются следы творческого общения Грановского с Герценом; в одной из своих рецензии (см.: Грановский Т. И. Соч., с. 462) ou пи*


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes