 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 355
радостной эпохи, как эта». Но и в эту эпоху, читаем в записи, путь к прогрессу был тяжек: шла
непрерывная борьба «между старыми и новыми элементами», рождались в неравных поначалу схватках
повыв требования (с. 9). Много внимания уделяет он в данной связи развитию гуманистических идей и
бурным событиям Реформации. Непросто было отвести этим сюжетам достойное место в
университетском курсе79. Но молодой профессор шел своим путем. И в курсе, прочитанном в 1849/50
учебном году, борьба гуманистических идей с господствующим католическим мировоззрением,
столкновение пытливой мысли со схоластикой составляют содержание одного из центральных разделов.
Грановский подводит своих слушателей к пониманию того, почему церковь не сумела раздавить
ереси, одержать над ними «кровавую победу», почему в конечном счете потерпела поражение церковь' в
своем стремлении «судить мысли человека» (см. начало лекции 11). Объяснения ученого, разумеется,
далеко не полны. Грановский не видел связи между появлением новых гуманистических идей, нового
духа исканий и глубинными социально-экономическими переменами. Но он и не застревал на
поверхности излагаемых фактов. Способствовала этому его неизменная тяга к выяснению участия
народа в процессах, ознаменовавших исторический перелом ХѴ—ХѴИ ее. Он отличает в данной связи
сравнительно узкий масштаб распространения собственно гуманистических идей от реформационного
движения, охватившего широкие слои народа.
Рассматривая Реформацию в Германии, Грановский использует фактический материал известной
книги Л. Ранке80. Однако многие важные проблемы Реформации и Крестьянской войны он излагает по-
своему. Большое внимание уделяет он проявлениям свободомыслия в те времена, дает собственную
оценку еретическим движениям, роли Лютера как реформатора. Пристально рассматривает русский
историк эту драматическую, исполненную глубочайших противоречий фигуру. Он приводит в
аудитории прозвучавшие на всю страну слова Лютера: «На этом стою». И Грановский комментирует: «Все
усилия заставить его отказаться от его мнений были бесполезны» (с. 95). В дальнейших лекциях (лекция
26) критически оцениваются последние этапы деятельности Лютера: разрушив «единство католической
Европы», реформатор не оправдал пробужденных им «тревожных ожиданий» современников. Он счел
Реформацию законченной в тот исторический момент, когда «дру-
79 См.: Т. Н. Грановский и его переписка. М., 1897, т. 2, с. 462.
80 Ranke L. F. Die deutsche Geschichte ira Zeitalter der Reformation.
1839—1847. Bd. 1—6. Об отношении Л. Ранке к истории Крестьянской войны в Германии см.: Смирив M. М. На роди ая Реформация
Томаса Мюыцера и Великая Крестьянская война. Мп 1955, с. 22—24
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|