 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 354
Рассуждая о борьбе городов с феодальными сеньорами, Грановский не упускал из виду, что и
освобождающийся город сохранял черты и приметы феодализма. Он подчеркивал замкнутый характер
городской жизни (облик средневекового города напоминал «укрепленный стенами» замок) (см. стр 265—
266). Грановский отмечал и присущее городу стремление к сепаратизму: средневековые города еще не
сознавали единства своих интересов, но в этом историк видел общее для всего «феодального быта»
явление74.
В отличие от многих историков Грановский обращал внимание на противоречия, существовавшие
внутри города. Он рассказывал о борьбе широких масс городского населения с «патрициатом», отмечал,
«что город, освободившись от власти феодальных владельцев», еще не стал свободным: «деспотизм,
который прежде принадлежал феодальному владельцу, достался теперь общине»75. Представители ее
верхушки обирали массы городского населения, ограничивали свободу жизни7б.
В ухудшении положения широких слоев ремесленников ученый видит и истоки их протеста,
сказавшегося в еретических движениях, вспыхнувших в Италии, Франции, Фландрии. Главной
социальной средой этих ересей (альбигойцев, вальденсов и др.) он считает, наряду с крестьянством,
«недовольных своим положением» беднейших ремесленников77. Грановский отмечает и тут скудость
источников о народной борьбе: Мы «знаем о гонениях, о бурных восстаниях, но католические летописцы
не дали себе труда записать, в чем состояли требования этих классов»78.
Неизменный интерес вызывали у Грановского смены исторических эпох. В замечательном по яркости
и сосредоточенности мысли черновом наброске конца 1840-х годов он говорил: «Меня влекла к ним
(переходным эпохам.—С А.) не одна трагическая красота., в какую они облечены, а желание услышать
последнее слово всякого отходившего, начальную мысль зарождавшегося порядка вещей. Мне казалось,
что только здесь можно опытному уху подслушать таинственный рост истории, поймать ее на
творческом деле». А в зачеркнутом варианте этого текста Грановский добавил: «Скажу о себе прямо:
изучению этих эпох я обязан всем, что в моем понимании истории может быть живого и истинного» (с.
315).
Отпечаток этого «живого и истинного» лежит, как мы видели., на подходе ученого к проблеме
падения древнего мира и становления феодализма. В неменьшей мере мы ощущаем это, знакомясь с
лекциями по истории позднего средневековья — времени, которое в глазах ученого представляло уже
«новую историю»: «Может быть, в целой истории человечества нет такой торжественной и
74 ОПИ ГИМ, ф. 345, ед. хр. 19, л. 92.
75 Там же, л. 108 об., 109.
76 Там же, л. 109.
77 Там же, л. 118 об.
78 Там же.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|