 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 347
Однако исторический реализм ученого, его стремление оценивать события прошлого с точки зрения
интересов народа позволили ему подметить антинародные тенденции английской сословной монархии.
В одной из более поздних лекций ученый говорил: «В государственных учреждениях Англии не должно
искать, как это делают некоторые английские историки, оправдания теорий, возникающих в наше
время». Он отметил, что английские короли легко обходили эти «коренные законы» (установленные
Великой хартией и парламентом) с помощью «всяких уловок». 39-я статья Великой хартии, запрещавшая
произвольные аресты свободных людей без суда, не соблюдалась даже в отношении пэров Англии, в
стране широко применялись пытки. И далее: «Глядя на подобного рода случаи, многие приходили к тому
заключению, что конституция английского народа была только на словах» (с. 140). Этот вывод Т. Н.
Грановского для середины XIX в. отличался оригинальностью и шел вразрез с общими тенденциями
дворянской и буржуазной историографии не только в Англии, но и в других странах Европы.
Так, теоретические взгляды Т. Н. Грановского на средневековое государство иногда оказывались в
противоречии с конкретной трактовкой им реальной исторической действительности *.
« « *
Рассмотрев общеисторические методологические воззрения Грановского в их эволюции, необходимо
проследить, как они преломлялись в его лекционных курсах. Мы ограничимся здесь некоторыми
проблемами курса, в которых наиболее рельефно отразилась внутренняя связь движения научной мысли
Грановского с тем делом его исторической пропаганды, которая создала ему известность в широких
кругах русского общества.
В центре его внимания находились новые сюжеты, подчас чуждые тогдашней дворянской,
буржуазной историографии: тяжелая судьба рабов и крепостных крестьян, борьба народов против
национального порабощения. С кафедры университета передовой ученый, пользуясь материалами
прошлого, клеймил крепостничество — основное зло российской действительности того времени,
выступал против деспотизма, в защиту свободной мысли и просвещения парода. Грановский высказал
передовые для его времени взгляды о судьбах народа, помог разглядеть в нем «живую деятельную силу»
(Лекции, 1961, с. 43). Уже в первых своих курсах Грановский обращал внимание слушателей на крайнюю
бедность источников сведениями о жизни народа38; летописцы смотрели более на «верхушки общества....
между тем как раба и среднего сословия как будто бы не было» (см. с. 267—268). Ученый указывал на
отсутствие специальных монографий, достойных этого предмета;
* Далее следует текст С. А. Асиновской. 38 Архив АН СССР, ф. 28, оп. 3, д. 11, л. 3.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|