На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 326

нет дела. Он отвечал, что отрицательное отношение недостаточно, что им нужна любовь к существующему, короче, он требовал от меня апологий и оправданий в виде лекций. Реформация и революция должны быть излагаемы с католической точки зрения и как шаги назад. Я предложил не читать вовсе о революции. Реформации уступить я не мог. Что же бы это была за История? Он заключил словами: "Есть блага выше науки, их надобно сберечь, даже если бы для этого нужно было закрыть университеты и все училища"»17. В суждении попечителя Строганова, довольно благожелательно относившегося к молодым профессорам, особенно к Грановскому и Соловьеву, на этот раз открыто высказался верный и исполнительный николаевский служака. Заметим, впрочем, что и спустя год после этого суждения, Грановский выступал со своим вторым публичным курсом лекций. В связи же с мнениями, высказанными самим Грановским при объяснении со Строгановым, историк обязан памятовать и привести соображения Герцена из «Былого и дум» о духовном образе, о складе души ученого лектора: «А ведь Грановский не был ни боец, как Белинский, ни диалектик, как Бакунин. Его сила была не в резкой полемике, не в смелом обращении, а именно в положительно нравственном влиянии, в безусловном доверии, которое он вселял, в художественности его натуры, покойной ровности его духа, в чистоте его характера и в постоянном протесте против существующего порядка в России. ... . Таков был сам Колиньи, лучшие из жирондистов, и действительно Грановский по всему строению своей души, по ее романтическому складу, по нелюбви к крайностям скорее был бы гугенот и жирондист, чем анабаптист или монтаньяр»18. Для уяснения понимания душевного строя Грановского его другом и современником, представителем русского революционного движения эти суждения существенны и важны. Для постижения личных особенностей душевного склада Грановского мнение Герцена, несомненно, очень весомо. Но вряд ли правомерно поступил бы историк, распространив механически эти суждения на историко-философские воззрения Грановского. При всей мягкости характера, деликатности, кажущейся уступчивости ученый в течение всех шестнадцати лет служения отечественной науке и просвещению твердо, неуклонно держался основ своего прогрессивного общественно-исторического мировоззрения. Именно эта внутренняя стойкость, глубокая незыблемая убежденность в правоте и силе науки, в «Истине Истории», защита разума и просвещения, человечности, вера в прогресс вместе с личным обаянием, изяществом строя чувств, мышления, художественной и ясной формой речи заслуженно доставили Грановскому исключительное, особое положение и в Московском университете и в восприятии его передовой общественностью Рос- 17 Т. Н. Грановский и его переписка, т. 2, с. 462—463. 18 Герцен А. И. Указ. соч., т. 9, с. 122, 123.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes