На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 272

Он6 должен был возбудить подозренияб; он говорил, что грех: заключается не в факте, а в намерении, и из этого выводил самые смелые последствия. К этому присоединялась его частная жизнь. Известна его любовь к Элоизе и его переписка с нею. Она в этой переписке даже выше и красноречивее его, но он был виновником ее развития. Главою его противников был св. Бернар. Как Абеляр в мысли искал опору всему, так св. Бернар искал другой опоры и подчинял мысль чувству. Он также происходил из рыцарской фамилии, но удалился в монастырь. Но не находил дов[ольно] строгим монастырь и уговорил [свое] семейство следовать за собой. Летописцы говорят, что мужья не пускали жен, родители — детей па эту проповедь, боясь их лишиться,— так говорил св. Бернар. И его испугала свобода мысли Абелара. Бернар был человек, который ничего не пугался, но, когда приходило время собора, где ou должен был спорить с Абеляром, ou писал к папе: силы мне изменяют; мне ли бороться с этим человеком? Однако Абеляр проиграл и. был пе в СОСТОЯНИИ бороться со строгою дисциплиною, которую выставил против него папа. Абеляр должен был {формально} отказаться от некоторых мыслей, но ему дозволено было провести остаток жизни у одного почтенного священника Петра. Наука была прежде уделом особого класса людей. Абеляр вывел ее на площадь. И это обстоятельство испугало и Бернара, и других. Абеляр сильно действовал на женщин8. Его учение распространялось по Европе. Таково было выступление схоластики. Она явилась совсем не тою, покорною, подчиненною папе наукой, какой она сделалась в 14 столетии; но Абелара, хотя не совсем справедливо, можно назвать явлением исключительным; он стоял против {господствующего} направления века, как видно из последовательной] схоластики, св. Фомы и других, которые все искали в мысли. Одну услугу оказала схоластика. Она дала западному уму смелость и гибкость. Такое наследие получила западная мысль от схоластики5. Теперь скажем о римском праве: его изучали не только те, кои посвящали себя судебной деятельности, оно вошло разрушительным образом в жизнь средних веков; юристы поставили идеал римского права в противоположность с идеалом феодального права. Мы видели в [14] столетии людей, кои судят тамплиеров и т. д. и добивают] средние века. Это римские юристы. Когда умирал король, его преемник обыкновенно выдавал его советников на жертву народной ненависти; их обвиняли, их казнили. Новый король набирал новых советников, кои ждали той же участи. Мы иногда улыбаемся простоте этой науки, но нельзя не удивляться этим великим людям, коим приобретение науки стоило труднее, чем нам, и кои так резко отличались живым интересом. ТЕЛ, ф. 178, 3598, XXI 6-6 Б I: но учение его должно было обратить на себя подозрительное внимание. Многое не согласовывалось с господствующими понятиями (л. 251 об.)щ 9 Там же: оп был поэт, его cantelere ходили по всей Франции (л. 252).


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes