На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 271

словиие [редко] соединялись между собой: и в Парижском университете папы долго запрещали преподавать римское право2. Во главе университета был ректор, избираемый всем университетом; он был представитель университета и часто имел политическое значение, ибо, например в Болонье, было 20 000 студентов, кои слушали только его приказания, исполняли его волю. Он избирался из докторов или магистров университета. В наше время трудно попять то значение {университета}: университет заменял книгопечатание; в наше время можно учиться дома, имея словари и руководства. В то время книг было немного; только в университете можно было учиться. На скамьях Парижского университета сидели люди всех возрастов, юноши всех стран, кардиналы и Дант — политический изгнанник. Но какие же науки привлекали такое число слушателей, ибо в Париже было иногда до 30000 студентов? Это было, с одной стороны, римское право, с другой — философия и богословие, которые сливались, и философия находилась в услугах у богословия. Часто слышатся неуважительные отзывы о средневековой схоластике. Но это мнение несправедливо; это была сильная, отважная рыцарская наука, ничего не убоявшаяся, схватившаяся за вопросы, которые далеко превышали ее силы, но пе превышали ее мужества. Мы берем схоластику как искажение философии в 14 столетии 3, по надо смотреть на нее в XI ст. Недаром был Иоанн Оригена, на которого мы указывали4, Беренгарий Турский высказывал инысли, которые привели его к костру и его защищавших]. Григорий VII — замечательное явление: ревнитель церкви защищал человека с свободными идеями. В конце XI столетия являются 2 направления — номиналисты л реалисты; номиналисты говорили, что существуют только звуки. {Реалисты учили, что universalia sunt realia *}. Это был спор, который разрушал средневековый порядок вещей. Таков характер идей; тот, кто смеется над ними, не знает их важности, а между тем в этих идеях лежали начала нового порядка вещей. Надо указать на Петра Абелара, который стоит во главе движения XI столетия. Он был юноша из Брет[ани], рыцарского происхождения, красив наружностью, но он говорил, что его заманили другие турниры, нежели какими занимались его братья,— турниры мысли. Оц явился в Парижский университет и сел у ног Вильгельма из Шам по, был ревностный его слушатель и однажды, предложив ему возражения, сбил Вильгельма, который потерял доверенность слушателей, и они начали слушать Абелара. Толпа везде за ним ходила, {он был гоним из одного города в другой). Около Парижа образовался городок из хижин тех, кои его слушали. Отсюда он ушел в. Лаон. * общие понятия — действительны (лат.)*.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes