 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 137
Перейдем теперь к истории отделения Англии от папского престола. Нам известно уже, из каких
чисто мирских, личных побуждений Генрих VIII начал распрю свою с папой. Вольсей, дотоле
ближайший советник короля, поддерживавший развод его с Екатериной Арагонской, впал в немилость,
стараясь помешать его браку с Анной Болен. Не дожидаясь папского разрешения, может быть,
ободряемый из Рима тайными намеками, что если он настойчиво пожелает развода, то папа признает
его, с другой стороны, ободряемый купленными за деньги мнениями европейских университетов,
оправдывавших его развод, Генрих в 33 году женился на Анне Болен10. Но согласия папского на этот
поступок не было. Мы говорили об отношениях Карла к Клименту VII, которыми были связаны руки
папе. Противиться же Генриху было некому: Вольсей умер; большая часть людей, имевших дотоле
влияние на короля, были устранены от двора. Архиепископом Кентерберийским назначен был доктор
Кранмер без утверждения папского. Он учился в Германии и глубоко проникнут был протестантизмом,
но скрывал это от короля, умный ученый, умевший ладить со своенравным королем. Он смотрел на свое
возвышение как на средство способствовать распространению протестантизма. В 34 г. король потребовал
себе присяги в верности как главе церкви. Парламент подтвердил требование короля; но нашлись
смелые, глубокого убеждения люди, которые не хотели дать этой присяги.
В числе их был Фишер, епископ Рочестерский, муж великой учености и добродетели, некогда
бывший любимцем и учителем Генриха; ему было уже за 70 лет; это был эллинист и гуманист в полном
смысле, но преданный католицизму прелат. Сюда же принадлежал Фома Мор, автор знаменитой Утопии,
в которой он излагал идеальное понятие об государстве, друг Эразма и всех европейских гуманистов,
навлекший на себя прежде справедливое обвинение — он был канцлером после Вольсея — в жестоком
гонении протестантизма. Он не отказался даже в присяге королю как главе английской церкви, но
решительно объявил себя против развода: он говорил, что Генрих не богослов и потому сам не может
произносить такого рода решений. Они оба были казнены. Король в одно и то же время держал меч с
двумя остриями: одно он обращал против католиков, другое — против протестантов. Он помнил
название защитника католической веры, данное ему некогда папой, и строго наказывал за всякое
отступление от католического догмата: он говорил только, что каждому государю в своей стране
прилично стоять во главе церкви.
В действиях его было вообще мало последовательности. Таким образом, часто одно и то же
постановление он отменял и снова приводил в действие. Так, несколько раз разрешал он чтение аниѵ
лийского перевода Библии и снова запрещал; потом он позволил Ьто чтение, по только в церкви, а не у
частных людей. Шесть статей, изданных им, содержали вкратце учение англиканской церк*
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|