 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 136
ду живший в высшем обществе, любивший наслаждения, по потом горячо принявшим учение Кальвина
и бывший по смерти последнего в 1564—1605 гг. вождем кальвинистской церкви. Он был гораздо мягче
Калььипа и снисходительнее.
В той форми\ какую Кельвин дал своему учению, оно распространилось во Францию. Условий для его
распространения здесь было много, между прочим, во-первых, самый язык, на котором писаны
сочинения Кальвина; французские дворяне могли читать в своих замках учения новых проповедников;
во-вторых, то сродство, которое находилось между учением Кальвина и его последователей и характером
вообще романских народов. Несмотря на грубые формы и недостатки сочинения Лютера, в них нельзя
отвергать природного немцам какого-то добродушие; но Кельвин обращался к одной сухой и суровой
логике; все, что было теплого в католическом учении, все то отверг он. Сначала он в вопросе о причастии
принимал какое-то среднее толкование между учением Цвингли и Лютера: Цвингли принимал
причастие только в значении воспоминания Христа, Лютер принимал его безусловно и вполне; но под
конец Кельвин перешел совершенно на сторону рационального направления Цвингли. Одним словом,
все поэтическое содержание католицизма было им отвергнуто. И этим-то он подействовал на умы
народов романских. Учение Кальвина распространялось с необычайной быстротой. Сначала оно
перешло во Францию, где в продолжении 100 лет боролось с католицизмом, потом в Шотландию, откуда
стремилось перейти в Англию. В Германии кальвинизм проник в западные области. В 1559 г. Фридрих III
Пфальцский издал гейдельбергский катехизис, основанный на началах учения Кальвина; наконец, это
учение принято в Бранденбурге; в наше время оно распространилось сильно в Америке. Кельвин сделал
шаг далее Лютера: он не ограничился одной реформой церкви, но посягнул и на гражданские
отношения. Управление церковью вверил он собору из пресвитеров, старшин из духовенства. Мы
увидим, какую роль играла в конце 16 столетия эта пресвитерианская церковь, основателем коей был
Кельвин. Большая часть его приверженцев, вся его церковь отличалась той же суровостью духа, как он
сам. В других сторонах Германии между лютеранами и кальвинистами шла упорная борьба, например в
Саксонии. Наконец, сам Меланхтон поколебался было на сторону Кальвина. В} 1586 погиб канцлер
саксонский Крепь, который хотел дать здесь перевес кальвинизму; он был судим, 20 лет содержался в
крепости и казнен. Мы видим отсюда, до какой степени в недрах самого протестантизма развилась
борьба. Одним словом, те надежды, с которыми западные народы встретили учение Реформации в
начале XVI столетия, не оправдались к концу его. Единство было разорвано, но ничем удовлетворительно
не было заменено. Европа пришла — в какое-то странное брожение, которое не могло успокоиться и. в
течение—следующих столетий.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|