 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 60
приходится бежать отсюда, я не могу здесь жить, я хочу скрыть срам моего семейства, пусть меня
считают умершим.... Но когда наступает ночь, я прихожу в свою уединенную комнату, здесь скидаю
крестьянскую одежду и надеваю прежнюю, великолепную; здесь ожидают меня великие люди древности.
Сд ними беседую я, и они дают ответы на все мои вопросы» А. Здесь же посреди этой жизни он написал
свое Del Principe.
Книга эта написана холодно, спокойно, видно, что рука автора не дрожала; и вдруг он замыкает ее
дифирамбом: «Какими бы средствами ни овладели Вы престолом, говорит он, обращаясь к Медичису,
какие бы преступления ни довели Вас до цели, благословение божье будет над Вами». Он видел, что
Италия лишена была всех средств к восстановлению порядка при всеобщей порче нравственности; для ее
спасения он жаждал диктатуры и это убеждение вынес он из изучения древности. Ему все равно, кто бы
ни был этим диктатором, лишь бы он спас Италию. Таким диктатором мог быть, но его мнению, Цезарь
Борджиа. С презрением отзывается здесь Макиавелли о французах и немцах: из точки зрения
Макиавелли, любившего горячо свою родину, это презрение было понятно. С какою же целью посвятил
он эту книгу Медичису? Жестокий, но талантливый, он мог, по его мнению, осуществить идеал
диктатора. Справедливо сказал о Макиавелли Ranke. Макиавелли поступил с Италией, как врач с
больным: видя опасное положение больного, врач дает ему яд8. Другого средства не было. Этот яд
предложил Макиавелли отечеству в виде Цезаря Борджиа или бессменного диктатора, какой бы
нравственности ни был он.
[Лекция 13] 15 ноября
Мы сказали о том значении, которое имела книга Макиавелли о князе. Мы видели, насколько
неправы были обвинения, падавшие и падающие доселе на это знаменитое творение Макиавелли. Оно
было написано вовсе не с какою-либо мелкою личною целью, это было выражение патриотических
желаний и требований Макиавелли. Прочие сочинения Макиавелли, которые мы сейчас рассмотрим,
подтвердят сказанное. Из них важнейшие суть беседы о первой декаде Тита Ливия. Многое, что кажется
загадочным и непонятным в книге о князе, получает здесь полное объяснение; здесь-то выражена
политическая исповедь Макиавелли. Мы видим из этой книги, что он был республиканец по
убеждениям, по республиканец в античном смысле, не понимавший потребностей нового общества, тех
нравственных изменений, которые христианство произвело в Европе. Поэтому он принимал только одну
гражданскую доблесть и добродетель, одну гражданскую и политическую религию. Внутренний
Д-д Там же: С ними говорю я о прошедшем, о будущности нашей Италии (л. 40).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|