 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Альбрехт Дюрер
Дневники. Письма. Трактаты. Том
1
стр. 22
Евклид, на которого он неоднократно ссылается. Но это далеко не единственный его источник. Как
установлено, многое он берет и в немецкой строительной геометрии, которая была в то время хорошо
известна в строительных мастерских и письменный вариант которой был опубликован в Нюрнберге в
1484 году под названием «Немецкая геометрия».21 По всей вероятности, Дюреру были доступны книги
и рукописи, принадлежавшие некогда знаменитому математику и астроному Иоганну Мюллеру
(Региомонтану), часть которых попала после смерти последнего в библиотеку Пиркгеймера. Известно
далее, что Дюрер был знаком с работами видного нюрнбергского математика Иоганна Кернера, а
также обсуждал математические проблемы с Никласом Кратцером и Иоганном Черте. Все это и
позволило Дюреру быть в курсе важнейших вопросов математики. Он обладал ясным представлением
о бесконечности, знал различие между геометрической абстракцией и условным зрительным
изображением геометрических элементов, знал способ удвоения объема тел, затрагивал даже вопрос
о квадратуре круга.
При всем этом трактат задуман не как ученый труд, а как практическое руководство для
художников. В предисловии Дюрер высказывает надежду, что книга его будет полезна как
живописцам и скульпторам, так и многим ремесленникам, которым приходится иметь дело с
измерениями, — каменщикам, столярам, горшечникам, золотых дел мастерам. Поэтому,
рассматривая какую-нибудь геометрическую форму, Дюрер всякий раз старается указать и
возможность ее применения на практике. Так, в первой книге он показывает применение спирали для
вычерчивания волют капителей, побега с листвой или украшения епископского жезла. Во второй
книге, говоря о плоских фигурах, он показывает, как складывать из них узоры, которые могут найти
применение при наборе паркетных и каменных мозаичных полов, и, таким образом, пытается найти
теоретическое обоснование орнамента. Большой интерес представляют рассматриваемые Дюрером в
третьей книге архитектурные формы. Здесь Дюрер описывает способы построения колонн, капителей,
карнизов и баз, дает формы и названия архитектурных профилей Любопытно, что хотя он и ссылается
на Витрувия, описываемые им конструкции в большинстве случаев принадлежат поздней готике, в то
время еще безраздельно господствовавшей в архитектуре Германии. Призывая строителей вводить
новые формы в архитектуре, подобно тому, как это делали древние, Дюрер рекомендует оставить
всякое подражание и создавать такие формы, которые, отвечая современным потребностям,
одновременно соответствовали бы национальному вкусу. Здесь же Дюрер приводит описания
проектов памятных колонн, надгробного памятника и башни на рыночной площади, в которых дает
волю своей фантазии.
Среди этих сооружений особенно большой интерес представляет проект памятника в честь
победы, одержанной над восставшими крестьянами. Гравюра эта является, несомненно, откликом на
недавние события. В начале 1525 года было окончательно подавлено швабско-франконское восстание
крестьян. После этого Дюрер в очень короткий срок сделал свою гравюру и вставил ее в трактат,
который был опубликован в том же году. Хотя Дюрер и называет эту гравюру проектом памятника в
честь победы, одержанной над крестьянами, в ней явно чувствуется насмешка над победителями.
Составив свою колонну из предметов домашнего обихода и орудий мирного сельского труда, Дюрер
поместил наверху сидящего в печальном раздумье крестьянина, пронзенного мечом в спину. Он
безоружен и мало похож на разбойника или грабителя, скорее это оплакивающая свое разорение
жертва. Сопроводительный текст к гравюре, в котором в качестве трофеев победителя, составляющих
остов колонны, описываются кувшины, горшки, вилы для навоза и прочий сельскохозяйственный
инвентарь, звучит иронически. Во всяком случае, в гравюре этой нет и следа той ненависти, с какою
обрушивается на мятежных крестьян Лютер.
Об отношении Дюрера к немецкой строительной геометрии см.: М. Steœ, Durers Gestaltlehre der Mathematik
und der bildenden Kunst, Halle, 1948. Там же приведена исчерпывающая библиография по этому вопросу.
В заключение Дюрер добавляет в третьей книге еще ряд полезных для строителей сведений, как,
например, об устройстве солнечных часов или о начертании букв латинского и готического алфавитов.
Сообщаемые Дюрером сведения об устройстве солнечных часов свидетельствуют о его познаниях в
области астрономии, к которой он давно проявлял интерес. Что же касается латинского и готического
алфавитов, то описанный Дюрером способ построения латинских букв восходит к способу Луки
Пачоли (описание его помещено в конце трактата Пачоли «О божественной пропорции»), для
готических же букв Дюрер самостоятельно разрабатывает систему, совершенно отличную от
построения латинских. Возможно, что Дюрер пользовался здесь советами своего друга,
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|