 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Альбрехт Дюрер
Дневники. Письма. Трактаты. Том
1
стр. 21
Дюрера над теорией пропорций. Как полагает виднейший исследователь творчества Дюрера Э.
20
Пановский, толчок здесь мог исходить от Леонардо да Винчи, к которому Дюрер всегда проявлял
большой интерес и с которым он, может быть, соприкасался в Италии, если не непосредственно, то
через кого-то из его окружения. Мы уже говорили, что Леонардо высказывал мысль об
относительности понятия прекрасного и предостерегал живописцев, которые «изучают только
размеренную и пропорциональную наготу и не ищут ее разнообразия», от шаблона и повторения
одинаковых форм, ибо этого не бывает в природе. Отныне это положение становится кравугольным
камнем всей теории пропорций Дюрера.
Уже в 1512-1513 годах Дюрер делает первую попытку обобщить накопленный материал.
Насколько можно судить по рисункам, он разработал в это время пять вариантов мужской и женской
фигуры, вошедших впоследствии в первую книгу опубликованного в 1528 году трактата.
Датированные 1512-1513 годами, многочисленные наброски предисловия позволяют предположить,
что в это время он думал уже об издании книги.
В этом предисловии, где Дюрер впервые излагает свои взгляды на искусство, он уже ясно
высказывает мысль о невозможности достигнуть идеала и об относительности понятия прекрасного.
«Что такое прекрасное — этого я не знаю», — читаем мы в лондонском наброске 1512 года. Мнения о
прекрасном расходятся, и в одних вещах нам кажется прекрасным то, что некрасиво в других.
Человеческий разум не в силах установить истину, и нет на земле человека, который мог бы сказать,
какою должна быть прекраснейшая фигура. Поэтому художник может лишь приближаться к идеалу,
и это удастся ему лучше всего, если он будет следовать за природой и сумеет извлечь из нее
рассеянные в ней элементы прекрасного, наподобие пчелы, собирающей мед из цветов.
Эта первая редакция трактата о пропорциях не была опубликована. Начав поиски в
направлении увеличения количества типов, Дюрер, по-видимому, не был удовлетворен результатом и
намеревался дополнить ряд вариантов, а также показать способы изображения фигуры в движении.
Однако в последующие годы он не имел возможности посвящать много времени завершению
трактата. Его отвлекают сначала заказы императора Максимилиана, затем затянувшиеся хлопоты о
пенсии, в связи с которыми он предпринимает поездку в Нидерланды. Тем не менее он не оставляет
мысли о продолжении задуманного труда. В 1519-1520-х годах он разрабатывает дальнейшие варианты
пропорций и изображение фигуры в движении. Вероятно, около этого времени он начинает работать
над изложением основ геометрии, перспективы и светотени. Всюду, где только возможно, он собирает
полезные сведения. Так, в Мехельне его внимание привлекает хранившийся у эрцгерцогини
Маргариты альбом рисунков Якопо Барбари, в Брюгге он зарисовывает с картины Рогира ван дер
Вейдена перспективу паркетных полов. Не оставляет он и своих математических штудий, в которых
пользуется то советами Никласа Кратцера, то другого своего друга — военного инженера и
архитектора Иоганна Черте.
По возвращении из Нидерландов Дюрер деятельно берется за переработку трактата о
пропорциях. Уже в 1523 году закончена рукопись, сохранившаяся в собрании Дрезденской
библиотеки. Однако Дюрер почему-то и на этот раз откладывает ее опубликование. Быть может, он
убедился в необходимости издать сначала пособие по геометрии и перспективе, которое должно было
дать начинающим необходимые навыки для понимания и применения учения о пропорциях.
Такое пособие Дюрер действительно издает в 1525 году. Это — «Руководство к измерению».
Нигде разносторонность Дюрера не проявилась в такой мере, как в этом трактате, охватывающем
большой и разнообразный круг вопросов. Дюрер излагает здесь основы геометрии, перспективы,
касается вопросов оптики, астрономии, рассматривает архитектурные формы, разрабатывает теорию
орнамента. Впоследствии, уже после издания трактата, Дюрер снова возвратился к нему и сделал еще
ряд поправок и дополнений, которые были учтены во втором издании, вышедшем уже после смерти
художника, в 1538 году. Трактат состоит из четырех книг. Первая посвящена определению важнейших
геометрических понятий и способам вычерчивания некоторых кривых, во второй речь идет о фигурах
на плоскости, в третьей — об объемных телах, в четвертой — о перспективе и светотени.
20 Помимо названной выше монографии, см. также: Е. Panofsky, Durers Kunsttheorie, vornehmlich in ihrem
Verhaltnis zu der Kunsttheorie der Italiener, Berlin, 1915.
Трактат «Руководство к измерению» свидетельствует, что Дюрер был хорошо осведомлен в
важнейших математических проблемах. Одним из главных источников его знаний был, конечно,
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|