 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Альбрехт Дюрер
Дневники. Письма. Трактаты. Том
1
стр. 9
женим природы, а также освоения наиболее прогрессивных достижений итальянского Возрождения.
Хотя этим надеждам Дюрера не суждено было осуществиться, ибо культура Возрождения, не
имевшая в Германии прочной основы, не получила здесь, в силу исторических обстоятельств,
дальнейшего развития и наметившиеся в искусстве Дюрера тенденции фактически не имели
продолжения, все же трактаты его остаются интересным памятником немецкого Возрождения.
II
Автобиография, письма и нидерландский дневник Дюрера позволяют проследить почти весь
его жизненный и творческий путь. Ученические годы и ранний период деятельности отражены в
«Семейной хронике», составленной Дюрером в последние годы жизни. Мы узнаем из нее о венгерском
происхождении художника и о том, как его отец, золотых дел мастер, покинув Венгрию и проведя
несколько лет у «больших художников» в Нидерландах, прибыл в 1455 году в Нюрнберг и там
обосновался. В то время Нюрнберг был одним из самых цветущих городов Германии. Важнейший
посредник в торговле с Италией, он был передаточным пунктом шедших через нее восточных товаров,
расходившихся отсюда по всей Европе. Еще в начале XIII века Нюрнберг стал вольным имперским
городом, в XV веке купцы его вели торговлю со многими странами и имели конторы во всех крупных
европейских торговых центрах. Значительны были успехи нюрнбержцев в развитии техники и наук.
Город издавна славился своими оружейными мастерскими, производством измерительных приборов,
компасов, башенных часов. Здесь впервые были изготовлены карманные часы, устроены ветряные
мельницы; известный путешественник и географ нюрнбер-жец Мартин Бехайм сделал здесь первый
глобус, который он преподнес родному городу. В конце XV и в начале XVI века здесь сформировалась
под влиянием известного математика Региомонтана блестящая школа математиков и астрономов. В
это время Нюрнберг становится одним из важнейших очагов новой культуры в стране. «Око и ухо
Германии» — так называл город Мартин Лютер. Здесь группируются представители ученой
интеллигенции, среди которых первое место принадлежит другу детства Дюрера Вилибальду
Пиркгеймеру, одному из крупнейших гуманистов Германии; здесь расцветает поэзия
мейстерзингеров, из среды которых вышел современник Дюрера знаменитый поэт-башмачник Ганс
Сакс. В Нюрнберге рано привилось книгопечатание. Уже в 70-х годах XV века здесь имеется несколько
типографий, среди них особенно выделяется предприятие прозванного «королем типографов»
Антона Кобергера, долгое время считавшееся лучшим к северу от Альп. Антон Кобергер был связан с
семейством Дюреров. Мы узнаем из «Семейной хроники», что Альбрехт Дюрер был его крестником;
впоследствии Кобергер помогал Дюреру в издании первых серий его гравюр. Наконец, со второй
половины XV века заметно оживляется и художественная жизнь города, в которой особенно видная
роль принадлежит мастерской Михаеля Вольгемута, где провел годы ученичества Дюрер.
Следуя далее за повествованием «Семейной хроники», мы узнаем, что после обучения золотых
дел мастерству у отца и трех лет, проведенных в мастерской Вольгемута, Дюрер покинул Нюрнберг и
отправился в странствие по городам Германии. К сожалению, «Семейная хроника» не сохранила
сведений ни о маршруте этого путешествия, ни о поездке в Италию, которая, как полагают, имела
место в 1494-1495 годах. Мы узнаем из нее еще лишь о женитьбе Дюрера в 1494 году на девице Агнесс
Фрей и о смерти его отца (1502). На этом автобиография Дюрера обрывается.
Следующий период деятельности художника почти не отражен в документах. Видимо, Дюрер
имел намерение дополнить сведения «Хроники» в другой, упомянутой в «Хронике», книжечке, но
либо он почему-то не сделал этого, либо книжечка эта до нас не дошла. Сохранились лишь четыре
разновременных фрагмента этой так называемой «Памятной книжки» Дюрера. Самый ранний из них,
относящийся к 1502 году, передает подробности смерти отца художника. Затем в документах следует
перерыв, и мы снова встречаем Дюрера лишь в 1506 году, во время его вторичной поездки в Италию.
Если о первом итальянском путешествии Дюрера в 1494-1495 годах до сих пор почти ничего не
известно и все предположения о нем строятся на основании косвенных данных и догадок, то о втором
посещении Италии мы хорошо осведомлены из его писем Вилибальду Пиркгеймеру (1506). Правда,
письма эти сохранились не полностью и начало поездки в них не отражено. Мы не знаем, что
побудило Дюрера в 1505 году предпринять это путешествие — надежда ли заработать или же
необходимость обжаловать действия итальянского гравера Маркантонио Раймонди, копи
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|