 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Альбрехт Дюрер
Дневники. Письма. Трактаты. Том
1
стр. 8
Дюреру восторженный прием, когда в 1506 году, во время второго путешествия в Италию, он посетил
этот город. Эта вторая поездка в Италию, по-видимому вызванная более всего желанием постигнуть
секреты нового искусства, оставила заметный след в творчестве Дюрера. В написанных им в Венеции
картинах сказывается воздействие мягкой живописной манеры венецианской школы. По возвращении
в Нюрнберг Дюрер написал ряд картин, в которых использовал заимствованные в Италии приемы
изображения нагого тела и некоторые композиционные принципы. Так, в парном изображении
Адама и Евы он достигает такой свободы в передаче нагого тела, какой не знало немецкое искусство
его времени. Вслед за этой картиной он написал, несомненно под впечатлением итальянской
живописи, несколько больших алтарных картин. Однако увлечение логической стройностью
композиции приводило его иногда к чрезмерной рассудочности построения, как, например, в
картине «Поклонение троице».
Если некоторые работы Дюрера 1500-1510-х годов отразили стремление к созданию канона
человеческой красоты и применению геометрических схем в композиции, то позднее он отказался от
поисков идеальных форм. Снова произведения его наполняются дыханием жизни, обретают
страстность и убедительную конкретность его ранних работ. Таковы его прославленные гравюры на
меди 1513-1514 годов — «Рыцарь, смерть и дьявол», «Меланхолия» и «Св. Иероним», в которых он
поднимает волновавшие всех в то время вопросы о верности долгу и твердости убеждений, об
истинной ценности человеческих знаний. Таковы и его поздние картины, выполненные после
возвращения из Нидерландов, в которых яркость и индивидуальность образов сочетаются с
пластической обобщенностью и правильностью структуры и пространственного расположения форм.
Среди работ этого периода особенно выделяются портреты нюрнбергских бюргеров Иеронима
Хольцшуэра и Якоба Муффеля, а также преподнесенная Дюрером в дар городскому Совету
Нюрнберга картина «Четыре апостола». Эта картина — одно из самых сильных произведений
художника. В период смут и раздоров среди сторонников реформации, разделившихся на множество
враждовавших между собою сект, Дюрер воплотил в ней образы мужественных и страстных
поборников справедливости, обличителей лжепророков, указывающих людям истинный путь.
Стремясь возвысить искусство Германии над ограниченностью и узостью средневекового
ремесла и поднять его до высот разума и наук, Дюрер прибегал не только к резцу и кисти, но, как
истинный представитель Возрождения, пытался воздействовать и силою слова. Первым из
художников Германии он оставил помимо картин и гравюр богатый литературный архив.
Литературное наследие Дюрера распадается на две части. Первую составляют автобиографические
наброски, письма, «Дневник путешествия в Нидерланды» и различные записи, касающиеся отдельных
событий и впечатлений. Появление подобных автобиографических материалов — характерная черта
Возрождения, отражающая рост самосознания художников. Дюрер стремился сохранить сведения о
себе для потомства. Он подписывал и датировал свои картины, делал надписи на рисунках. Его
«Семейная хроника» представляет собой одну из первых автобиографий в истории
западноевропейского искусства. Все эти документы позволяют нам полнее понять противоречивую и
сложную натуру художника. В них Дюрер предстает перед нами то как сухой и расчетливый педант,
то как горячий, увлекающийся человек, живущий в гуще борьбы и интересов своего времени. Помимо
биографических сведений, письма и дневники Дюрера сохранили интересный исторический
материал. Это — ценные документы эпохи и быта, которые вводят нас в обстановку Германии начала
XVI века, с охватившим ее всеобщим брожением, развитием гуманизма, страстными религиозными
спорами.
Вторую часть литературного наследия Дюрера составляют его теоретические труды. При
создании их он опирался на опыт итальянских художников и теоретиков, однако превзошел их
обстоятельностью своих работ. Дюрер написал и издал три трактата: «Руководство к измерению»
(1525), «Наставление к укреплению городов» (1527) и «Четыре книги о пропорциях» (1528). Два из них
посвящены изложению научных основ искусства. Это первые в северных странах Европы сочинения
подобного рода. В них впервые в Германии прозвучала мысль о высоком назначении искусства, о
необходимости разностороннего образования для художника и были изложены основы геометрии и
оптики, а также приведены многие полезные для художников сведения. В них прозвучало
повторенное много раз требование верности природе как в возвышенных, так и в обыденных ее
проявлениях. По мысли Дюрера, трактаты его должны были способствовать формированию в
Германии нового искусства и дать ему надежную основу, которая обеспечила бы его расцвет. Они
должны были направить художников в сторону изучения и правдивого изобра
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|